Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №64/2002

Первая тетрадь. Политика образования


ШКОЛА И ВЛАСТЬ 

Александр АДАМСКИЙ

Предвыборные приметы:
политики взяли курс на образование

Программа воспитательной цензуры

Во времена советской власти считалось, что государство может, если захочет, воспитать население всей страны в соответствии с разработанной педагогами и принятой партийными органами программой воспитания.
Сама возможность тотального воспитания граждан в едином ключе и по единым стандартам не вызывала никакого сомнения ни у педагогов, ни у партии.
Так же как и возможность отбирать, цензурировать материалы в газетах и на телевидении. Сочетание цензуры и механизмов общенародного воспитания давало в советское время поразительный эффект – картинку видимого идеологического благополучия и порядка.
А так как свобода привнесла в нашу жизнь кроме права на самовыражение еще и потоки лжи в прессе и насилия на экранах, то мы, желая оградить детей от всего этого, с тоской вспоминаем иногда старые добрые механизмы защиты. И снова возникают из небытия призраки «программ воспитания», «всеобщей цензуры», законодательных мер по укорачиванию прессы и телевидения.
И в среде политиков, и у многих граждан, и даже среди ученых-педагогов можно услышать призыв к всеобщему, почти принудительному воспитанию населения в духе гражданственности, патриотизма, народности, введению цензуры и запретов на «смущающие юношество» передачи, книги и тому подобное.
Заранее известно, что к повышению воспитанности и защищенности детей от дурного влияния это не приведет, а загонит видимую сегодня опасность в подполье и сделает ее невидимой.
Но сейчас мы можем наблюдать сращивание политических сил, в арсенале которых «старые добрые» идеологемы, с частью педагогического сообщества, традиционно являющегося источником подобных идеологем.

Левая оппозиция и РАО – эффективное партнерство

На прошлой неделе состоялась встреча Председателя Государственной думы России Г.Селезнева с президиумом Российской академии образования.
Президент РАО Н.Никандров пригласил на это событие прессу и представителей инновационного сообщества «Эврика».
Академики встречались со спикером Думы и лидером новой партии в начале политического сезона, и бывшему редактору «Комсомольской правды», «Учительской газеты» и «Правды», очевидно, было важно показать свою заинтересованность и участие в делах образования. А в ожидании выборов президента и президиума самой академии, которые состоятся через месяц, управляющему звену РАО был чрезвычайно важен приезд большого политика. Визит многими расценивался как поддержка властью, особенно ее законодательной ветвью, нынешнего руководства академии и той позиции, которую занимает штаб педагогической науки в образовательной политике.
Позиция эта выглядит вполне консервативно, или, как принято теперь выражаться, «реалистично», и реализует проверенные ценности. В своем стремлении укрепить государственность, поддержать влияние православия в образовании, ввести границы вариативности и усилить воспитательно-патриотическую функцию школы академия действует последовательно и системно.
Красной нитью на встрече академиков и Г.Селезнева проходило требование законодательно усилить контроль за прессой и телевидением, не допускать в эфир пагубно влияющих на молодое поколение передач вроде «Окон», предложить академии разработку с последующим принятием всеобщей программы воспитания граждан. Вообще всерьез подумать о педагогической цензуре на телевидении и в других СМИ.
Правда, при этом академик В.Собкин обратил внимание присутствующих на то, что в России традиционно свирепость законов компенсируется необязательностью их исполнения, но, с другой стороны, вспомнили пример экологической экспертизы законодательства, так что идея пусть не педагогической, но гуманитарной экспертизы всем показалась не такой уж и нереальной.
Г.Селезнев оказался очень подготовленным к диалогу с педагогическими академиками, показал, что ориентируется в ситуации зарплатных долгов, высказался за принятие закона о едином комплекте учебников и был активно поддержан представителями РАО.

Может ли государство воспитывать своих граждан?

Очень хорошо, что в палитре политических и образовательных сообществ сегодня богатый выбор, по крайней мере нет такого ощущения, что если Г.Селезнев, или М.Касьянов, или А.Волошин, или даже В.Путин поддержал одно из сообществ или одну из линий в образовательной политике, то все – теперь, значит, все так и будет.
Наоборот, чем больше у представителей разных направлений в образовательной политике возможностей найти свою «пару» в большой политике, тем больше возможностей у граждан и учителей строить собственную практическую деятельность или выбирать для своего ребенка ту или иную «образовательную траекторию», как теперь говорят. С другой стороны, и избиратель может поддерживать депутатов, или президентов, или губернаторов, исходя не только из их деклараций общего характера или протестных заявлений, но и из того, как те или иные партии видят судьбу образования.
На этом поле левые традиционно сильны, и поэтому выбор Г.Селезневым РАО, с нашей точки зрения, абсолютно точен, поскольку соответствует тому образу левого оппозиционера-государственника, который создает себе спикер Государственной думы. Традиционализм с большим пиететом к православию, со стремлением к умеренной вариативности, с приоритетом патриотизма и соблюдения исконных моральных принципов, доминированием государства в образовательной политике, декларированием бесплатности и стремлением обеспечить население равными правами в образовании – такое направление в образовательной политике имеет право на свой аналог в большой политике, и таким аналогом, судя по всему, является новая партия, возглавляемая Г.Селезневым .
Здесь у Г.Селезнева есть мощный партнер в Думе – самый сильный и влиятельный депутат, образовательный политик, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Олег Смолин. Они вдвоем пришли в РАО, и это свидетельствует, по нашему мнению, о том, что левая оппозиция очень серьезно намерена выстраивать отношения с образовательным сообществом.
Кстати, когда у одного из лидеров либерального крыла модернизации образования, определяющего во многом отношение правительства к образованию, спросили, интересуется ли он тем, как идет подготовка к выборам президента и президиума РАО, он ответил, что это внутреннее дело академического сообщества.
Конечно, кто же спорит. Поэтому на встрече Г.Селезнева с академиками не было ни слова сказано о предстоящих выборах, ни намека, ни тени… И поддержкой Г.Селезневым Н.Никандрова на предстоящих выборах президента РАО этот визит назвать никак нельзя – это ведь внутреннее дело самих академиков…
Но очень похоже, что невнимание к академическим проблемам центристов и правых очень скоро скажется на общем «полевении» этого самого сообщества. И тогда еще одна часть общества – не самая отсталая – окажется, говоря языком политтехнологов, социальной базой левой оппозиции.
Так или иначе, они нашли друг друга – лидеры Думы и РАО. И это сильный альянс.
А буквально накануне встречи состоялось что-то вроде совещания по вопросам образовательной политики в другой политической организации – «Единой России». Собрали экспертов и журналистов. Спросили, как лучше действовать на поле образования, предложили поделиться аналитикой. При этом по сравнению с уровнем погруженности в проблематику образования Г.Селезнева единороссы пока проигрывают. Например, собираются быстро-быстро собрать и провести общероссийский съезд учителей, подготовив его в считанные недели. Спросить, мол, у народа надо, что делать.
Это наивно и небезопасно, в январе 2000 года уже собирали 5000 работников образования в Кремле. И В.Путина привозили, и В.Матвиенко убеждала всех голосовать дружно и руки подымать повыше. И все одобрили и приняли 12-летку, доктрину и еще что-то… уже все забыли что.
…Появление образовательно-политических блоков, мы считаем, можно только приветствовать – это свидетельство развития политического процесса: формируется более прозрачная и понятная для граждан, более объективная картина.
Но в образовании сегодня активна только левая часть спектра, а это значит, что стилистика «общенародных воспитательных программ», «сильной цензуры», «контроля и учета вариативности» может стать не одной из многих, а единственной, доминирующей, определяющей действия и исполнительной, и законодательной власти.
Последствия очевидны.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru