Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №62/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ЕДИНЫЙ ЭКЗАМЕН 
 

Сентябрь месяц. Эксперимент по ЕГЭ позади. Можно подвести некоторые итоги.
Что хорошо? Отсутствовала утечка информации о содержании тестов до экзамена. В целом качественно составленные тесты и оценка по 100-балльной шкале обеспечили достаточно тонкую дифференциацию результатов. Такой дифференциации экзамен в обычной форме, конечно, не дает.
Но в проведении ЕГЭ в этом году были и недостатки. Мы остановимся на самых важных моментах.

Владимир КАЛАШНИКОВ,
член методического совета,
член жюри Всероссийской математической олимпиады школьников,
Федор ЛЫСЕНКО,
кандидат физико-математических наук, доцент
г. Ростов-на-Дону

А вот что подсказывает логика...

Качество математических тестов и две волны единого экзамена

Тестовые задания I тура

Мы считаем недостатком однообразие заданий части С по способу решения. Фактически были представлены лишь два варианта заданий (задания 47–49 и задания 50–54).
Спорно, что ребенок должен решить все задания из более простой части, прежде чем приступать к сложной. Нет причины выпускника, претендующего на оценку “пять” и выше, обязывать решать все 13 заданий части А. Он с ними наверняка справится, но, спеша приступить к трудным заданиям, может допустить технические ошибки. Четверочнику также нет нужды делать много простых заданий. Гораздо полезнее ориентировать его на задания части В.
На наш взгляд, основные недостатки в соотношении частей А, В и С и в содержании заданий следующие:
слишком велика часть А;
слишком велик разрыв в трудности между частями А и В и частью С.
Именно по этим причинам (в основном по второй) организаторы ЕГЭ не смогли реализовать провозглашенный ими тезис о том, что для оценки “пять” необходимо выполнить хотя бы одно задание части С. Тезис этот, на наш взгляд, совершенно правильный, и отказ от него на практике повлечет исчезновение математической культуры у значительной части школьников.
Мы предлагаем существенно уменьшить часть А (до 7–8 заданий). Во-вторых, нужно увеличить часть С, включив два более простых задания, требующих обстоятельности и последовательности в обосновании решения. Весьма желательно включение в часть С задачи по стереометрии.

Специальная квалификация учителей математики

К сожалению, математическая квалификация большинства учителей математики в Ростовской области такова, что задания СЗ они решить не могут. Для многих невыполнимы задания С2, а есть и те, кто не в состоянии справиться с заданиями С1. Это подтверждает опыт тестирования учителей по учебно-тренировочным тестам ЕГЭ. Поэтому мы считаем: ЕГЭ – это шаг в сторону углубления содержания образования. А наши учителя нуждаются в первую очередь в углублении собственных знаний по предмету. Неправильно, что система повышения квалификации по-прежнему акцентирует свои курсы на методической подготовке, а не на математической.

Компетентность проверяющих

Проверяющие учителя обязаны сами уметь решать тестовые задания в ограниченное время. Поэтому отбор педагогов для проверки заданий части С должен основываться на прохождении аттестации в форме сдачи экзамена по тестам, близким к тестам ЕГЭ. Прошедшие такой отбор педагоги могут также пройти краткосрочные курсы повышения квалификации по специальным программам, ориентированным на ЕГЭ, причем основным содержанием таких курсов опять-таки должна быть подготовка по предмету.

Идея “открытого теста”

Эта идея все чаще высказывается в печати. Существо ее в том, чтобы задолго до экзамена в Интернете появились многочисленные задания каждого типа. Из них методом случайной выборки потом будут составляться конкретные варианты ЕГЭ. Нам думается, что эта идея неправильна. Контрольные задания за курс средней школы должны быть совершенно оригинальными.

Вторая волна ЕГЭ

Она проводилась для тех выпускников Ростовской области, которые закончили школу в прошлые годы, а также для ребят из других регионов, поступающих в вузы Ростовской области, привлеченные к эксперименту.
Сравнивая варианты тестовых заданий первой и второй волны, можно обнаружить, что они неравнозначны. Варианты второй волны в отличие от вариантов первой не содержат заданий, требующих длительных вычислительных процедур. Значительно проще задания части С второй волны. Легче и требуют меньше вычислений геометрические задания второй волны по сравнению с первой.
Все это означает, что участники второй волны получили существенную фору по сравнению с участниками первой. Кроме того, у них было больше времени на подготовку (почти на месяц). Это явное нарушение прав других поступавших.
Мы предлагаем всегда проводить ЕГЭ в две волны и выпускников текущего года допускать на обе. Если по каким-либо причинам ученик не смог сдавать ни в первой, ни во второй волне, то он получает аттестат по текущим результатам учебы в школе, но не получает сертификата.
Выпускники прошлых лет имеют право сдачи ЕГЭ лишь во второй волне, так как они один раз уже сдавали ЕГЭ или выпускные экзамены.
Прибывшие из других регионов также имеют право сдачи ЕГЭ лишь во второй волне, так как первая для них была в своем регионе. Понятно, что во второй волне будут участвовать в основном те выпускники, которые хотят поступить в какой-то вуз или ссуз.
Даже если на вторую волну ЕГЭ будут допущены все выпускники последнего года, нам не придется создавать дополнительные КИМы, поскольку двойной ЕГЭ запланирован изначально. Зато поступающие в вузы и ссузы будут иметь еще один месяц подготовки, который может оказаться решающим для тех, кто умеет интенсивно и целенаправленно работать. Частично снимется психологическая напряженность выпускников, так как они будут знать, что у них есть еще одна возможность сдать ЕГЭ. Если вторая волна не будет давать право на изменение оценки в аттестате, то слишком большого количества желающих пересдавать не будет.

Надежные измерители учебных достижений

Среди заданий теста ЕГЭ по математике хотелось бы видеть задания, подобные мониторинговым тестам авторского коллектива под руководством Г.Г.Дорофеева, которые предлагались в эксперименте по обновлению структуры и содержания математического образования.
Эти тесты устанавливают наличие у детей остаточной математической информации. Выясняют уровень понимания наиболее важных математических понятий. Выявляют умение применять эти понятия и факты в конкретной ситуации.
Формулировки заданий совершенно нестандартны и требуют от ученика осмысленного применения наиболее важных понятий и фактов курса. При этом сделан акцент на логической стороне математического мышления – основном компоненте математической культуры.
В этих тестах представлены элементы комбинаторики и теории вероятности на уровне интуитивного понимания, которое должно появиться у учеников как следствие изучения ими математики.
Затронуты вопросы делимости, диофантовы уравнения и другие вопросы теории чисел, с которыми дети, как правило, знакомятся незаметно для себя, в том числе при изучении математического фольклора.
Не исключено, что данные тесты могут быть не вполне приняты школьными учителями. Нам думается, что причина в этом случае одна: тесты вскрывают существенные стратегические недостатки преподавания школьной математики. Главным должно стать четкое и осмысленное освоение основных математических понятий и фактов – фундамента школьного курса математики.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru