Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №62/2002

Первая тетрадь. Политика образования


ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ 

Александр АДАМСКИЙ

Возвращение по вертикали

Централизация управления лишает школу поддержки местного сообщества

Чем дальше уезжаешь из Москвы в глубь страны, тем отчетливее видно, как ужесточение вертикали власти приводит к разрушению основы гражданского общества – местного самоуправления. И это в свою очередь приводит к потере школой основного источника благополучия и развития – поддержки местного сообщества. Школа становится все дальше от граждан, учителя лишаются местных надбавок. В этом году на ремонт школ муниципальные власти потратили вдвое меньше средств, чем раньше. При этом перевод выплаты учительской зарплаты на региональный уровень приведет прежде всего к уменьшению налоговой базы муниципалитетов. Мэр Усть-Илимска Виктор Дорошок считает, что в России разрушается и без того тонкий слой муниципальной власти. Это мнение мэр высказал во время эвриканской сессии в Усть-Илимске.

Эвриканские сессии проходят в Усть-Илимске два раза в год – весной и осенью. Управленцы, учителя и ученые, а в Усть-Илимске несколько филиалов вузов, собираются для аналитической работы, для рефлексии собственной деятельности, для диалога с властью, для обсуждения учительских и детских проектов, для того, чтобы соотнести свою работу с тем, что происходит в системе образования страны и в экономике города. В этот раз устьилимцы решили моделировать сетевое взаимодействие: пригласили лидеров ФЭПов из Улан-Удэ и вместе с ними экспертировали свои проекты.
Когда проанализировали общую образовательную ситуацию, выяснилось, что официальная образовательная политика на федеральном уровне выглядит далеко не инновационно. Наоборот: и общеполитические действия власти, и образовательная политика ощущаются в регионах как политика приведения всех школ к единому стандарту, унификации содержания образования, уничтожения вариативности и многообразия.
Знаковым словом, которое олицетворяет эту политику, стало слово «вертикаль».
…Есть все-таки что-то нездоровое в стремлении российской образовательной бюрократии к укреплению жесткой вертикали в распределении школьных финансов и усилении контрольно-карательной инспекции.
Не успел начаться учебный год, а вокруг только и слышно: «Надо усилить вертикаль, регионы становятся главными управляющими субъектами школы, необходимо усилить эффективность управления, ужесточить контроль, тщательно отслеживать результаты работы учителя…».
Еще чуть-чуть, и введут штрафы учителям за низкую успеваемость и слабое усвоение учениками материала.
Начальник Усть-Илимского городского управления образования Лариса Лысак считает, что для продвинутых городов, а таких в России немало, передача всех полномочий управления школой в регион ударит и по материальному положению школ, и по зарплате учителей. Но главное – местное сообщество станет непричастным к школе, к учителю, на расстоянии все школы станут одинаковыми, а в своем городе каждая школа имеет свое лицо и свою программу.
А правительство находится в плену у абстрактной схемы: государство концентрирует все деньги в центре и передает их в регионы, которые затем напрямую финансируют школу.
При этом все мэры автоматически зачисляются в список вредителей, неспособных к управлению образованием, и основные полномочия у них необходимо отобрать и передать в региональные администрации.
Многие считают, что развал местного самоуправления резко снизит (и уже снижает) авторитет президента В.Путина. То, что учителя перестают свято и слепо верить в покровительство президента, можно считать фактом. Нелепая история с повышением заработной платы, которая привела на деле к понижению реальных доходов учителей; усиление бюрократического давления на школу вместо реальных усилий по улучшению условий работы; летние совещания президента с верхушкой правительства по поводу возвращения долгов учителям и полный провал этих усилий – все это повлияло на снижение авторитета В.Путина среди учителей.
Год назад было объявлено о возвращении государства в образование. У доведенных до отчаяния учителей это вызвало бурный восторг и ожидание изменений самой роли государства в образовании. Но изменение роли и вытеснение местного сообщества – это все-таки не одно и то же.
При этом важным становится ценность тех инициатив, которые появляются на местах. Сама активность школ и местного сообщества становится помехой властной вертикали в образовании. Например, сообщество усть-илимских учителей считает неприемлемым переход школы на обучение детей с 6 лет. Приводилась масса аргументов и данных: у шестилеток резко обостряются заболевания и возникает колоссальное напряжение, чтобы удержать внимание на уроке или сделать домашнее задание. Большинство работников дошкольных учреждений и директоров школ встревожены силовым продвижением обучения с 6 лет. Многие называют это «шестилетней войной», но чем дальше от школ и от местного сообщества отодвигается уровень управления школой, тем меньше внимания будет обращать власть на общественное мнение.
Такая же проблема с инновационным образованием, ценность которого сейчас уже становится более значима на местном уровне, чем на региональном и федеральном. Чем дальше от школы уровень управления, тем менее значимыми видятся инновационные проекты.
Можно привести массу примеров того, что удаление от школы, от муниципалитета образовательной власти и разрушение самого муниципалитета идут полным ходом.
В Усть-Илимске нашли один способ защиты – усилить общественное управление образованием. Мэр Виктор Дорошок и начальник управления Лариса Лысак решились на фантастический проект – создать Союз попечителей города и через два года поделить с этим союзом учредительство образовательных учреждений. Не всех – только тех, которые сами изъявят желание. Развитие института общественных управляющих видится на местном уровне одним из важных способов преодоления давления вертикали и отчуждения школ от управления образованием.
Тогда и проблематика сегодняшней школы – «шестилетняя война», двенадцатилетка, зарплаты учителей, бюджеты школ и многое другое – станет предметом гражданского, а не только вертикального управления.
Иначе – беда.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru