Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №61/2002

Первая тетрадь. Политика образования

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА

Опять осень. В деревнях сейчас убирают овощи, жгут первые горы печальных упавших листьев. А дети еще наполнены летним радостным светом.
Но как будто и не было этого лета. Сельские учителя
и образовательные управленцы опять и опять ломают головы:
что делать с деревенской школой, как ее так аккуратно реформировать, чтобы все-таки сохранить местный природный
и культурный колорит, чтобы максимально использовать его
для образования? Хорошо, что проблема реформирования сети сельских школ уже не рассматривается так категорически однозначно, как еще совсем недавно. Теперь уже прислушиваются к голосам местных жителей – главных героев реструктуризации.
Но вдруг совершенно неожиданно именно от этой “местной инициативы” стала исходить опасность уничтожения небольших школ: районные чиновники от образования таким образом убирают из школ неугодных директоров и учителей. Выходит, опять тема требует пристального внимания, опять приходится думать, как реально учитывать местные потребности, как услышать то, что хотят сказать люди, подчас не очень это умея, какие программы составлять для детей. Словом, реструктуризация постепенно становится не очередной административной игрой, а поводом для деятельного развития местного самоуправления и главное – поводом для изменения взгляда на совершенно особую педагогику деревни.

Марина ГУРЬЯНОВА,
доктор педагогических наук,
руководитель ВНИК “Сельская школа и социум”
Российской академии образования

Решение гибельное, зато очень простое

Местные власти понимают правительственное постановление как инструкцию по ликвидации малочисленных сельских школ

Чем меньше, тем лучше?

За последние пятнадцать лет постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. № 871 «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности» – первый документ Правительства РФ, напрямую адресованный сельской школе. Отвечает ли он социальным ожиданиям сельского учительства? потребностям ожидающей кардинальных перемен сельской школы? интересам крестьян? Его противоречивый и двусмысленный характер не позволяет ответить на этот вопрос однозначно.
В документе обозначена цель реструктуризации сети общеобразовательных учреждений села – «развитие образования на селе, создание условий для обеспечения доступности и высокого качества общего образования». Совсем не беспочвенно возникают вопросы: не приведут ли меры по реструктуризации к прямо противоположным результатам, а именно: к свертыванию образования на селе, форсированию процесса деградации сельских общностей? Какой путь реструктуризации выберут органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, которым документ дает свободу маневра?
Под реорганизацию, судя по документу, подпадают основные школы, в которых обучаются менее 40 учеников, а их в России сегодня 2859. Понимая губительные социальные последствия такого шага (около трех тысяч деревень сознательно обрекаются на умирание), документ содержит положения рекомендательного характера, адресованные местным властям: «общеобразовательное учреждение основного общего образования с контингентом обучающихся 40 и менее человек при наличии организационно-транспортных условий и расположенное вблизи (до трех км) другого общеобразовательного учреждения с большим контингентом обучающихся может быть реорганизовано».
Документ определяет реорганизацию и такого объекта, как общеобразовательное учреждение среднего (полного) общего образования с контингентом учеников в 100 и менее человек, – она преобразуется в общеобразовательное учреждение основного общего образования. Сегодня в России таких школ 3093. Сокращение числа средних школ, превращение их в основные означает одно: значительной части сельских школьников Правительство РФ сознательно отказывает в получении среднего (полного) образования.
Бесспорно, главный мотив реструктуризации – экономия финансовых средств, сокращение расходов на финансирование затратных малочисленных школ (которых в силу неблагоприятной демографической ситуации на селе с каждым годом становится все больше), где обучение одного ученика обходится очень дорого (от 7 до 12 тыс. в год, в городе – около 2 тыс.). Однако возникает немало вопросов.
Во-первых, реструктуризация, нацеленная на укрупнение сельских средних школ, организацию подвоза детей, расширение сети пришкольных интернатов, потребует серьезных финансовых вливаний. Расходы на содержание сферы образования не уменьшатся, поскольку увеличатся транспортные расходы, расходы на содержание пришкольных интернатов.
Во-вторых, во многих зарубежных странах, где существует проблема малочисленных школ, стоимость обучения одного ученика в сельской местности выше, чем в школах города. Однако есть немало аргументов социального, педагогического, психологического плана, по которым правительство этих стран не спешит с реорганизацией школ.
В-третьих, экономические подсчеты, проведенные в ряде районов Центрального федерального округа, показали, что финансовые затраты на реструктуризацию сети явно превысят экономическую выгоду.

Не выгоняйте детей из дома!

Из маленького лесного поселка Шерляга Республики Коми пришло письмо от директора местной школы Анастасии Фоминичны Юшиной. Она пишет: «Троицко-Печорское районное управление образования вместе с новым главой района решили отличиться своей активностью в реализации реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности. Начали с Шерлягской школы-интерната. Переводят ее в поселок Нижняя Омра, что в 40 км от нашего поселка. Переводят и местных ребятишек, и детей из интерната. Закрывают школу, так как в ней обучаются всего 53 ученика. Местные власти не скрывают, что этим решением убивают сразу двух зайцев. По их мнению, перевод школьников в поселок, расположенный на дороге, в 20 км от районного центра – города Троицко-Печорска, позволит пополнить среднюю школу (она тоже малочисленная), объединить два интерната (в поселке существует коррекционная школа с интернатом). Но главное – с районной администрации будет снята головная боль, которую доставляет наша школа-интернат, – надо содержать дорогу, обращать внимание на просьбы директора школы.
Решение о закрытии школы в поселке Шерляга вызвало настоящий бунт среди детей – воспитанников интерната. Место выбрано крайне неудачное. Поселок Нижняя Омра – социально неблагополучный, можно сказать, криминальный. Дети не хотят уезжать из Шерляги, где они «почувствовали заботу о себе, внимание, семейные условия жизни» (это строчка из письма детей главе Республики Коми). Боятся за детей и родители. Время-то какое тревожное. Оставлять детей без надзора попросту небезопасно».
За частной ситуацией, изложенной в письме, просматриваются тревожные симптомы. Если они обретут массовый характер, документ правительства станет молохом, который уничтожит несколько тысяч малочисленных школ, а значит, ускорит процесс исчезновения малых деревень.
Совершенно очевидно, что местные власти откровенно игнорируют интересы детей, потребности населения, учитывать которые требует документ.

Школьные корни деревенского бытия

Хочется спросить: на каком основании школу собираются ликвидировать? В документе речь идет только о реструктуризации школы, а не о закрытии! Почему нет решения сельского схода? Читали ли руководители района одобренную правительством Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года, где черным по белому записано: «обеспечить в каждом населенном пункте условия для реализации программ дошкольного и начального образования»?
Сегодня совершенно очевидно: чтобы обеспечить жизнеспособность села, нужно сохранить в нем школу. Не отрывать школу от населенного пункта, а максимально приблизить обучение к месту проживания детей.
Такие принципиальные нововведения государства в постсоветский период, как реформирование колхозов и совхозов – «нерыночной формы» сельскохозяйственного производства, резкое сокращение государственной поддержки сельскому хозяйству, передача финансирования социальной сферы села с федерального уровня на муниципальный, привели к созданию качественно новой социально-психологической ситуации на селе. Суть ее заключается в том, что в большинстве сельских населенных пунктов, особенно тех, где расположены малочисленные сельские школы всех типов, свертывается сельскохозяйственное производство, приходит в упадок социокультурная сфера, обостряются социальные проблемы. Единственным стабильно функционирующим институтом на селе осталась школа.
«Для нас очень важно само присутствие учителя на селе, сельского интеллигента, задающего культурный уровень среде», – говорит начальник Главного управления образования Курганской области Б.А.Куган. Уберите учителя из села, и вы получите деградирующую среду. Сельская школа, без сомнения, является средством окультуривания среды, социальной стабильности сельского социума.
Похоже, документ открыл зеленую улицу в выборе самого легкого варианта решения социальных проблем малых поселений: нет селения – и нет проблем. А люди? Их интересы? Их права только декларируются. Такова политика двойных стандартов. Таково сегодня отношение государства к человеку, который кормит страну, который живет в российской глубинке.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru