Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №61/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ШКОЛА И ВЛАСТЬ

Александр АДАМСКИЙ

Президент, оказывается, так и знал...

...что ни правительство, ни регионы не выплатят учителям все долги в назначенный срок

На днях Президент Российской Федерации Владимир Путин сделал заявление, характеризующее эффективность образовательной политики правительства и региональных властей. Это заявление, с нашей точки зрения, свидетельствует о том, что ни высшая власть в государстве, ни региональная, ни исполнительная в лице правительства не в состоянии не только исправить плачевное положение учителей и школ, но и хоть как-то на все это повлиять. В то же время и общество постепенно лишается и без того слабых возможностей контролировать ситуацию в образовании. Чем беднее школа, тем тотальнее становится государственный контроль чиновников и тем меньше полномочия граждан.
Многомесячная колоссальная работа правительства была направлена на то, чтобы Президент России в первый учебный день, встречаясь с учениками и учителями, а также их родителями, мог ответственно заявить, уверенно глядя в телекамеру:
– Мы полностью рассчитались с долгами перед учителями, мы выплатили все до копейки и сибирякам, и приморцам, никому ничего не должны!
Но, судя по всему, президент так сказать не мог. Может быть, поэтому и пришлось уехать из Москвы, чтобы круг телекамер и вообще журналистов был не так широк и можно было дозировать информацию и редактировать сообщения о президентском начале учебного года. О том, что булочки в сельской школьной столовой вкусные, а уроки экологии и походы школьников проходят на самом высоком уровне. Но все-таки леса в Подмосковье горят, да еще как; поэтому президент наказал детям беречь лес. На будущее. И компьютеры в Кострове есть, так что не зря деньги на информатизацию расходуются.
В общем, полный ажур, и дети такие милые, и губернатор, и министр, и вся свита в полном умилении.
Но как ни старались свита и постановщики визита, вопрос о зарплате возник, даже несмотря на успехи костровских учителей в экологическом воспитании страдающих от лесных пожарищ школьников.
Что же мы услышали?
Что президент, оказывается, так и знал, что ни правительство, ни регионы не выплатят долги полностью.
Так и знал.
Так и знал?
То есть президент понимает, что ни министры, ни губернаторы не могут преодолеть ту порочную экономику школы, которая приводит к невыплатам заработной платы и в целом к школьной нищете.
Но страшная тайна состоит в том, что, когда и месяц назад, и две недели назад президент собирал своих министров и заместителей председателя правительства и требовал от них погашения задолженностей, а они ему все это обещали, не только В.Путин не верил, что они сдержат слово. Не только В.Путин знал, что долги останутся...
Кроме него еще миллионы учителей и просто граждан были уверены, что весь этот спектакль ничем не кончится. Было бы странно, если бы в течение многих лет не платили, а тут к 1 сентября как по мановению волшебной палочки разом все решилось.
33 года лежал Илья Муромец на печи – и вдруг вскочил добрым молодцем и всех врагов победил.
Не вскочил.
Не победил.
Но самое интересное: оказывается, наперед все знали, что не победит.
Оказывается, президент нарочно так им строго наказывал ликвидировать долги, чтобы те, как сказал В.Путин, зашевелились.
Чтобы Илья Муромец хотя бы вскочил с печи – пусть и не стал бы победителем всех темных сил, но с печи бы слез.
Разочаровавшись в своих подчиненных или еще раз убедившись в их способностях, президент В.Путин объединил всех в очередную комиссию по проблемам образования, чтобы поставить всех шевелящихся на учет.


...Недавно в одной уважаемой газете появилось интервью руководителя московского образования Л.Кезиной с заголовком “Образование – прерогатива государства”. А вслед за этим спикер Госдумы Геннадий Селезнев заявил, что государство должно полностью контролировать все учебники и программы.
И есть еще много свидетельств тому, что на теме “Образование” будет отрабатываться усиление влияния государства во всех сферах жизни граждан.
Чем больше государства, тем больше у нас будет благополучия, тем лучше мы будем жить и тем счастливее будут наши дети! – примерно так будет выглядеть формула тотального огосударствления российской жизни.
Когда об этом говорят чиновники высокого ранга, это вполне объяснимо. Они ведь и есть государство.
И одного из лидеров левой оппозиции тоже легко понять: только государство может, по мнению оппозиции, справедливо распределить все жизненные ресурсы, в том числе и на образование. Чуть менее логичным выглядит стремление либералов из, казалось бы, вполне современной партии “Яблоко” провести закон о государственных стандартах, в которых фиксируется жесткая схема тотального государственного контроля и отсутствие финансовых обязательств государства перед гражданами в области образования.
Граждане, таким образом, вытесняются из области образования, общественные институты, могущие влиять на школу, автоматически лишаются даже тех минимальных возможностей, которые у них были по Закону “Об образовании”.
Без серьезных прерогатив общественные образовательные объединения привлекут лишь вольных домохозяек и неуравновешенных маргиналов, от которых общественно-педагогическое движение и так серьезно пострадало в начале 90-х годов. Горланы-активисты уводили общественное движение в тупиковое противостояние с бюрократией, вместо того чтобы развивать учительскую и родительскую активность и создавать эффективные механизмы гражданского управления образованием.
Но путь таким активистам открывает власть, лишая гражданские организации реальных возможностей управлять образованием. Государство может развивать партнерство с гражданами, вести переговоры о бюджете школ и прочих тратах, согласовывать программы и делегировать право оценивать качество образования, наконец, разделять ответственность за кадровую политику.
Например, администрация города может согласовывать с попечительским советом (или советом школы) бюджет и образовательную программу учебного заведения, выбирать директора, утверждать органы общественного управления школой.
Это и есть образовательная политика воспитания граждан через ответственность в области образования. Включая, кстати сказать, учебники, например, по истории или литературе. Не заседанием правительства, а решением учителя. А если родители не согласны, вопрос выносится на совет школы. При чем здесь правительство?
Но вместо того чтобы делегировать гражданским институтам полномочия по управлению школой и привлекать туда серьезных, влиятельных, ответственных людей, успешных в бизнесе, политике, науке или искусстве, государство умощняет свои полномочия, как бы давая понять ответственным гражданам: вам здесь места нет, это наша прерогатива, мы все решим и за все ответим.
Не решат и не ответят.
И ситуация с выплатой долгов учителям – самый убедительный аргумент.
Эксплуатируя традиционный российский патернализм, власть хочет проверить на образовании, работает ли еще механизм тотального контроля и карательного управления, замещающий финансовую поддержку и ресурсное обеспечение.
Плодоносит ли еще чрево, способное вынашивать диктатуру и тоталитарное государство?
Спросите себя сами, не ждите ответа от зашевелившихся членов правительственной комиссии по проблемам образования. Они уже заглянули в конец учебника и подсмотрели ответ. И хотя год издания этого учебника слишком давний, зато стоит гриф “Рекомендовано”.
Или это только кажется, что ситуация в образовании становится бесконтрольной?
А на самом деле ее вполне сознательно доводят до точки кипения, после чего и учителя, и все граждане потребуют от государства жесткого и тотального управления школой, которое и так уже почти наступило.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru