ЮБИЛЕЙНЫЕ VI
СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
ЧЕЛОВЕК СВОБОДНЫЙ
Татьяна БАБУШКИНА, преподаватель
Ростов-на-Дону
Искусство создавать возможности
Помню, что манифест, да еще с названием
«Человек свободный», был событием неожиданным,
но лично для меня вполне органичным.
Как воспитывать детей, когда ушли прежние
приоритеты? Важны ли теперь общечеловеческие
ценности? И как в этом смысле строить отношения с
детьми?
Мне близка мысль Григория Померанца о том, что
пространство свободы определяется поступками
человека по отношению к кругу людей, которые он
образовал вокруг себя. По-моему, это вечная
истина.
И еще одна важная мысль. Она принадлежит Дмитрию
Сергеевичу Лихачеву. Россия находится на грани
оправдания своего существования только
благодаря смелости выбора культурных ценностей.
Я вспоминала эти высказывания в прошлом году,
перед выступлением на Первом международном
конгрессе по детской психиатрии. Показательно,
что именно врачи ищут причину социального
нездоровья детей. Сейчас говорят: свободный
человек – это или человек, которому все
дозволено, или попросту больной. И врачу, и
педагогу важно профессиональное разрешение
вопроса о человеке свободном.
Для меня, представьте, важны каждодневные
маленькие нравственные поступки людей,
своеобразные поведенческие пустячки. Недавно
услышала фразу: молитва к Богу – это просьба об
ограничении внутренней свободы для свершения
важного нравственного поступка. Мне кажется,
настоящих поступков у человека не может быть без
соблюдения вот именно поведенческих мелочей.
Мы с ребятами – студентами и маленькими детьми –
каждый год выезжаем куда-то. В этом году – в горы.
Поехали и взяли с собой несколько деток с
ограниченными возможностями. Я все время думала
об удивительном эффекте их духовного
оздоровления. И пришла к выводу, что тайна этого
эффекта кроется именно во внутреннем
освобождении человека. Мне кажется, что в каждом,
если его с детства поддерживает круг близких
людей, образуется устойчивое поле внутренне
свободного мира, и это поле в какой-то момент
начинает распространяться вокруг. То есть
человек, внутренне свободный и поддержанный
близкими, может организовать небольшое поле
вокруг себя не по законам внешнего мира, а по
законам своего собственного, внутреннего. Ведь
физиологически свободный человек (вспомните
телевизионные передачи «За стеклом»!) и
внутренне свободный человек – это не одно и то
же. Мне представляется решение проблемы
внутренней человеческой свободы в школе как
создание человеческого гнезда, где дети и
взрослые создают вокруг себя облако
возможностей для жизни во внешнем мире по
законам внутренним. И даже если это происходит не
все время, а периодами, то все равно такая жизнь
имеет колоссальный эффект. По выращенному в
кругу друзей опыту взаимоотношений малой группы
человек выстраивает потом свое отношение к
социуму, отыскивая именно гуманистическую
картину среди предстающих перед ним иных картин.
...У древних греков была такая обувь: на одной
подошве вырезано имя владельца, а на другой
написано: «Иду за тобой». Как-то на встрече
учителей и студентов в Танаисе мы раздали всем
участникам такие шлепанцы. Но на некоторых
подошвах была написана еще и такая фраза: «Иди за
мной». Выбрав обувь, все должны были собраться и
обсудить, что они имели в виду, выбирая себе те
или иные башмаки. Ведь слова на подошвах как раз и
характеризовали отношение взрослых к свободе
ребенка.
Другая сторона медали – ответственность. Наши
дети реально ни за что не несут ответственности.
И вот именно поэтому можно делать все что угодно,
чтобы они были свободными, но – ничего не выйдет.
Это ведь тоже настоящая педагогическая задача.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|