Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №60/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЮБИЛЕЙНЫЕ VI СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
ЧЕЛОВЕК СВОБОДНЫЙ 

Николай ГУЗИК

«Человек свободный: от декларации “Первого сентября” к реальной модели свободной школы»

Московский Дом учителя. 31 августа. Малый зал 12.45 – 14.15

Встреча учителей с директором авторской школы Николаем Гузиком получилась, пожалуй, наиболее острым и полемичным событием VI Соловейчиковских чтений. Может быть, так вышло потому, что сама ситуация обсуждения под знаком манифеста “Человек свободный” обнажает многие проблемы организационного устройства школы. Как бы там ни было, довольно скоро аудитория резко разделилась на сторонников и противников педагогики Гузика, и выступление Николая Петровича перешло в жесткую дискуссию. А начиналось все так.

Николай Гузик.Николай Гузик. У меня в руках тот знаменитый манифест, который провозгласил одну из центральных целей педагогики: воспитание человека свободного. Двенадцать лет назад такой ориентир для школы был бы громом среди ясного неба. Сейчас это реальность. И я хочу показать, что свободная школа, где принципы манифеста “Человек свободный” реализованы на практике, существует.
Что такое свободная школа?
Свободная школа, по моему мнению, – это такая школа, где каждый ребенок имеет возможность выбрать любое направление своего образования. Независимо от того, что он собой представляет, какие у него ожидания, опасения, претензии.
Мы коснемся двух аспектов: структуры школы и структуры организации учебного процесса.
Мы исходим из того, что школа для ребенка – это школа, в которой ребенок может реализовать свой природный талант.
Таланты детей разные.
Ошибка большинства школ в том, что в них образовательное поле сужено до рамок академических действий.
Наша школа – это, по сути, пять особых школ, объединенных в единый комплекс. Одна из них – академическая. Вторая – школа искусств. Третья – физкультурно-спортивная. Четвертая – трудовая школа, рассчитанная на детей с золотыми руками. Пятая школа – школа воспитания и развития ребенка.
Далее, у нас есть такое понятие – сила таланта. Поэтому каждая школа дифференцируется по содержанию обучения, чтобы каждый ребенок мог избрать себе то содержание образования, которое соответствует силе его таланта. Это сделано, чтобы не было как перегрузки, так и недогруженности, в результате которой мы не сможем обеспечить развитие способностей ребенка.
В каждой из школ существуют три вида учебных программ и три вида организации процесса.
Дети, которые имеют ярко выраженный талант в той или иной сфере, занимаются этой деятельностью приоритетно.
Другая программа – для детей, которые имеют, как мы говорим, нормально развивающийся талант.
А третья – обеспечивает общее развитие детей.
Прием детей в школу осуществляется не по календарным годам, а по готовности к учебе. Эта готовность определяется одним вопросом: ты хочешь идти в школу?
В начале обучения проводится исследование интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей. В итоге каждый ребенок попадает в один из трех классов, которые отличаются друг от друга темпом прохождения программы.
И в каждом классе появляются три группы детей по темпам освоения.
Когда в классе с наиболее высоким темпом обнаруживаются лидеры и отстающие, они переводятся на персональное обучение. Перевод осуществляется максимум на два месяца. Задача: определить для этих ребят оптимальный темп обучения. Кто-то не сможет двигаться в еще более высоком темпе и вернется обратно в класс. А те, кто явно выдвинулся вперед, в последующем будут обучаться по персональной программе.
То же происходит в самом “медленном” классе. Но наш принцип: любые переходы должны осуществляться естественно, без насилия.

В это время из зала буквально выплеснулось возмущение, а вслед за ним и реплики в защиту школы Гузика.

– Ребенок не чемодан, который мы переносим из класса в класс из-за того, что он усвоил или не усвоил. У него привязанность к учителю, у него друзья появились, а мы берем его и переводим.
– Он может сегодня сказать: я хочу в школу, а завтра не хочу.
– Вы его перевели, а он плачет – было такое?
– Перевод осуществляется с письменного согласия родителей?
– Если вы вернете ребенка обратно – у вас не будет гомогенной группы.
– А кто свободен в вашей школе? В ней дети – средство для решения задач, которые вы сформулировали.

Николай Петрович постарался, насколько возможно, обстоятельно ответить на все вопросы. Но самый важный ответ, наверное, содержался в интонации, которая говорила, как близко к сердцу принимает директор все, что происходит в его школе.

– Коллеги, для меня главное не создать гомогенную группу, а свободный выбор ребенка.
Если ученик отстает, задача учителя, работающего с ним полтора месяца, ликвидировать проблемы, которые привели к отставанию. Это могут быть проблемы психологического характера, и тогда речь идет о работе с памятью, с воображением.
Это педагогика помощи ребенку в том деле, которым он занимается.
Как правило, в начале 2 класса эти дети выравниваются и могут, как все, учиться в нормальном темпе.
Как бы вы ни критиковали систему, главное – конечный результат.
Сто процентов детей поступают в вузы все годы, включая тех, кто вначале был в числе отстающих. Из этой категории был мальчик, который стал даже победителем всеукраинской олимпиады по истории и окончил школу с золотой медалью.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru