Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №60/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЮБИЛЕЙНЫЕ VI СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА 

Николай КРЫЩУК

«Публицистика урока»

Московский Дом учителя. 30 августа. Малый зал 12.45 – 14.15

Николай КРЫЩУК Что такое публицистика урока? И как должна проявляться гражданская позиция учителя, в частности, на уроках литературы?
Публицистика в нашем традиционном понимании неотделима от проповеди гражданской позиции. Раньше все было ясно: гражданская позиция – это верность Родине, партии, комсомолу. В настоящее время гражданская позиция не отождествляется с принадлежностью к какой-то партии или политическому течению.
Кроме того, я твердо убежден в том, что политика – не дело учителя, на уроке литературы надо говорить о литературе – а значит, о жизни.
Но зачастую уроки литературы в нашей школе сводились к урокам публицистики, к однобоким, но зато идеологически правильным оценкам творчества того или иного писателя. Но литература не укладывается в жесткие рамки, из-за чего возникали неразрешимые противоречия при анализе того или иного произведения.
Например, почему футурист Маяковский стал пролетарским трибуном? Не из сочувствия к большевистским идеям и не из конъюнктурных соображений. Главная причина в том, что он был сильной личностью и его тянуло к сильным личностям, которые взяли власть. Он сделал выбор, и своей гибелью он заплатил за собственный выбор. В какой-то момент окружающий его мир, как плохо сколоченные декорации, начал рушиться. И тогда сыграть роковую роль могло любое случайное обстоятельство: несчастная любовь, провал пьесы “Баня”, пропавший из-за гриппа голос и т.д.
При обсуждении того или иного произведения словесник анализирует не только исторический контекст отраженных в нем событий, но и эстетические взгляды автора, нравственные конфликты, которые он в тот период пережил, и все эти факты сводит в некий фокус, который позволяет судить о жизненной позиции писателя, о его способности противостоять системе, личным несчастьям.
Что можно сказать, например, о гражданской позиции Блока?
Его политические пристрастия менялись. В какой-то период он симпатизировал Ленину – но не как лидеру большевиков, а как противнику войны с Германией, которую Блок считал своей эмоциональной и духовной родиной.
Когда я писал книгу о Блоке, для меня были важны все детали его жизни и той исторической эпохи: зарплата рабочих, доходы его деда – ректора Петербургского университета, фасон модного кителя, который сшил себе поэт в студенческие годы.
Все эти “мелочи” были необходимы мне для понимания личности Блока, его произведений.
Блок был совестливым поэтом. Он нес на себе тяжесть всех российских бед. Он сочетал в себе чувство собственной уникальности с чувством долга за общие беды. В этом и состоит гражданская позиция Блока.
Был ли он столь же высок и благороден, когда писал поэму “Двенадцать”? Даже если считать это произведение его политической ошибкой, то ошибка эта была гениальной, искренней, без единого фальшивого слова.
Несмотря на то что человеческое достоинство, верность себе, биологическая правдивость не уберегают художника от политических ошибок, для нас, потомков, гораздо важнее сознавать, что до конца своих дней он не изменял своим взглядам.
И это главный гражданский урок, который преподал нам великий поэт.
Сам момент общения с учеником – это тоже выражение гражданской позиции педагога. Учитель может быть открытым, но не фамильярным, правдивым, но не сентенциозным, он должен иметь собственное суждение по каждому вопросу, но при этом уважать мнение детей.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru