Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №60/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЮБИЛЕЙНЫЕ VI СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА 

Александр ЛОБОК

«Нужна ли педагогика в XXI веке?»

Московский Дом учителя. 30 августа. Малый зал 13.45 – 15.15

Почему же так сложно учителю стать свободным? Разговор об этом продолжил Александр Лобок. Он заметил глубинное противоречие понятий «педагогика» и «сотрудничество».

Александр ЛобокАлександр Лобок. На протяжении многих лет мы относились к словосочетанию педагогика сотрудничества как к формуле, обозначающей некий особый тип педагогических инноваций. Но когда мы занимаем позицию, которую можно назвать педагогической? На мой взгляд, тогда, когда заранее имеем некий образ того, чего мы хотим. То есть строим модель, которую потом пытаемся реализовать. И сейчас не важно, о какой педагогике идет речь: о гуманной или негуманной, демократической или нет. Педагог не просто общается с ребенком. Он озабочен, к каким результатам это общение приведет ребенка – хорошим или плохим.
При этом понятно, что некая повышенная доля субъектности принадлежит учителю. А детям она дается как пониженная или не дается вовсе. В авторитарной педагогике субъектность, делегируемая ученику, минимальная. В демократической – максимальная. Но везде задается один и тот же режим некоторого принципиального неравновесия. И момент встречи двух неравновесных субъектностей (большой и маленькой) и есть то, что мы называем педагогикой.
Во время сотрудничества, напротив, субъектности принципиально равны – по своей силе воздействия на ситуацию. Я на самом деле осуществляю сотрудничество тогда, когда мне мой сотрудник нужен настолько, насколько я нужен ему. Сотрудничество несовместимо с манипулятивным воздействием, когда один субъект якобы больше другого знает, чего ждать от ситуации. Именно поэтому учителю нередко приходится лгать.
Реплика из зала:
– Пожалуй, будет точнее сказать: педагог вынужден не лгать, а лукавить!
Александр Лобок. Спасибо! Огромное спасибо! Конечно, лукавить. Это слово выражает гораздо точнее то, что я хотел сказать. Это и есть пример сотрудничества: я не учу вас, мы просто вместе ищем ответы на свои вопросы, помогаем друг другу.
Соединение слов «педагогика» и «сотрудничество» невозможно. Это педагогическое лукавство.
На мой взгляд, педагогика сотрудничества обозначила некую предельную границу развития педагогики как таковой. Ту границу, дойдя до которой педагогика перестает существовать. Потому что с точки зрения достижения заранее запланированного результата наиболее эффективной формой педагогики является самая что ни на есть авторитарная. Даже если речь идет о достижения уровня свободы. Если мы хотим пробудить в человеке свободу, самый надежный способ – погрузить его в ситуацию жесткого внешнего авторитаризма, из которой он и будет выкарабкиваться своей, только ему принадлежащей свободой. А не той свободой, которую я у него сформировал... Получается, что даже для формирования человека свободного авторитарная педагогика оказывается весьма эффективной.
А возможно ли вообще образование без педагогики? Проблема абсолютно неисследованная – ни с точки зрения своего потенциала, ни с точки зрения того, какая помощь человеку в этой ситуации нужна. Личность педагога как человека, знающего заранее, какими качествами должен обладать ребенок, заменяется фигурой... библиотекаря. Я имею в виду библиотекаря как коллекционера.

Анализ позиции педагога как библиотекаря был очень показателен. На первый взгляд рассуждать продолжал лишь один человек, артистично передвигавшийся по сцене. На самом деле он мучительно искал нужные формулировки, прислушиваясь к реакции зала, следуя за своими слушателями:
– А не связана ли метафора библиотекаря с вашим интеллектуальным прошлым и настоящим? Библиотека деятельностей – это библиотека? Мастер на все руки – это библиотекарь?
– Да, разумеется. Спасибо. Главное – чтобы человек был автором создания библиотеки. Ключевое слово для библиотеки – каталог. Упорядочивание.
– Но когда вы приходите в библиотеку, вы уже подготовлены к данной работе.
– Это вопрос принципиальный. Что значит быть подготовленным? Как учитель я знаю, чему я должен научить. Но вопрос заключается не в том, что я освоил, а в том, что я не освоил. Если дети одного класса приходят в книжный магазин и все выбирают одни и те же книги... Это, на мой взгляд, интеллектуальная катастрофа. Они не отваживаются (не умеют?) строить свою образовательную траекторию.

Итак, учитель свободный не ведет ребенка к заранее намеченной цели. Он читает, ищет, находит, ошибается не для того, чтобы учить детей и передавать им знания, а просто потому, что иначе жить не может. Новая жизненная позиция. Насколько она близка современному учителю?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru