ЮБИЛЕЙНЫЕ VI
СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА
«Сотрудничество как педагогика»
Московский Дом учителя. 30 августа.
Малый зал 12.00 – 13.30
Манифест «Педагогика сотрудничества»...
Два подхода к проблеме – аналитический и
философский. Два способа работы с аудиторией –
дискуссия и лекция. Общая цель – глубже понять
суть манифеста. Найти новые смыслы. Узнать другое
видение, понимание.
Александр Адамский, рассказав о личном отношении
к манифесту и истории его создания, сразу вступил
в диалог с аудиторией:
– А
вот скажите, пожалуйста, кто читал и знает
манифест «Педагогика сотрудничества»?
– Это разные вещи: читать и знать!
– Согласен, тогда спрошу по-другому: кто его
понимает?
– Я читал этот манифест, и у меня есть ощущение,
что я его по-своему понимаю!
– Я так и знал. А у кого еще есть ощущение, что он
по-своему понимает педагогику сотрудничества?
Примерно половина аудитории. Значит, с ними можно
обсуждать понимание этой педагогики.
На этом можно было бы остановиться: все
согласились, что каждый понимает манифест по-своему.
Но именно это и вызывает наибольший интерес у
каждого: поиск собственных смыслов, попытки
объяснить свою точку зрения другим, возможность
быть услышанным. Так и началось сотрудничество.
Александр Адамский. Манифест декларирует
возможность того, что ребенка в школе можно учить
без принуждения. Ведь традиционное понимание
педагогики основано на принуждении, к которому
ведет любая стандартизация. Но возможно ли
образование без принуждения? Мужество
Соловейчика и Матвеева состояло именно в том, что
они открыто заявили: да, возможно, только это
требует от учителя огромного мастерства,
эрудиции, внутренней свободы.
А внутренняя свобода предполагает состояние
постоянного выбора: в каждый момент времени.
Выбора для учителя. Принуждать учитель вынужден,
когда уверен: то, что он делает, – правильно. Мол,
это его святой долг и обязанность. Высвобождение
от этого долга дается только авторской позицией.
Чувствовать себя свободным можно, лишь
сомневаясь в правильности того, что ты делаешь.
Как следствие этого педагог – человек, к
которому обращаются дети со своим пониманием, с
которым можно строить образовательную
деятельность. А образовательная деятельность
всегда “своя”, “для себя”. Все остальное (про
цель, про опору, про форму, свободу выбора,
сотрудничество учителей между собой, с
родителями) – методика, описание опыта тех, кто
проявил в своей практике эту возможность.
Вопрос из зала:
– Но как же дети, которых воспитали свободными,
смогут потом приспособиться к институту, к жизни
в несвободе, в государстве?
Александр Адамский. Свободный человек знает, как
с этим быть. Другое дело, что люди часто боятся
быть свободными – ведь свобода сама по себе
страшна. Например, не много директоров хотят,
чтобы их школа стала автономной. Потому что
следствием свободы всегда является
ответственность, а ее-то и не хочется принимать
на себя...
Реплика из зала:
– Свобода зависит от чувства собственного
достоинства, которое складывается из разных
факторов. Любви к себе реальному, а не эталонному.
Убеждения в праве не только иметь некоторые
чужие знания, но и добывать свои. И достойных
социальных условий жизни. Почему же в
несвободной школе выросло так много свободных
людей?
Александр Адамский. Наше сознание в известной
степени квазисвободно. А сами мы – несвободны.
Поэтому нам так трудно сотрудничать друг с
другом. Мы все время пытаемся высвободиться. И
часто борьба за свою свободу отнимает так много
времени и сил, что не остается энергии на
сотрудничество, а значит, на принятие человека
таким, какой он есть... Абсолютно убежден, что
несвободная школа не может воспитывать
свободных людей.
...В этом разговоре так никогда и не будет, пожалуй,
поставлена последняя точка. Некоторые гости
возмутились: мол, зря тратим время! Нужно решать
более насущные, конкретные вопросы. Но это, как
известно, дело вкуса: каждый имеет право на свою
точку зрения. Вернее, наоборот: никто не имеет
права претендовать на то, чтобы его точка зрения
принималась другими как истина в последней
инстанции.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|