Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №60/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЮБИЛЕЙНЫЕ VI СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА 

Александр АДАМСКИЙ

«Сотрудничество как педагогика»

Московский Дом учителя. 30 августа. Малый зал 12.00 – 13.30

Манифест «Педагогика сотрудничества»... Два подхода к проблеме – аналитический и философский. Два способа работы с аудиторией – дискуссия и лекция. Общая цель – глубже понять суть манифеста. Найти новые смыслы. Узнать другое видение, понимание.
Александр Адамский, рассказав о личном отношении к манифесту и истории его создания, сразу вступил в диалог с аудиторией:

Александр Адамский– А вот скажите, пожалуйста, кто читал и знает манифест «Педагогика сотрудничества»?
– Это разные вещи: читать и знать!
– Согласен, тогда спрошу по-другому: кто его понимает?
– Я читал этот манифест, и у меня есть ощущение, что я его по-своему понимаю!
– Я так и знал. А у кого еще есть ощущение, что он по-своему понимает педагогику сотрудничества? Примерно половина аудитории. Значит, с ними можно обсуждать понимание этой педагогики.
На этом можно было бы остановиться: все согласились, что каждый понимает манифест по-своему. Но именно это и вызывает наибольший интерес у каждого: поиск собственных смыслов, попытки объяснить свою точку зрения другим, возможность быть услышанным. Так и началось сотрудничество.
Александр Адамский. Манифест декларирует возможность того, что ребенка в школе можно учить без принуждения. Ведь традиционное понимание педагогики основано на принуждении, к которому ведет любая стандартизация. Но возможно ли образование без принуждения? Мужество Соловейчика и Матвеева состояло именно в том, что они открыто заявили: да, возможно, только это требует от учителя огромного мастерства, эрудиции, внутренней свободы.
А внутренняя свобода предполагает состояние постоянного выбора: в каждый момент времени. Выбора для учителя. Принуждать учитель вынужден, когда уверен: то, что он делает, – правильно. Мол, это его святой долг и обязанность. Высвобождение от этого долга дается только авторской позицией. Чувствовать себя свободным можно, лишь сомневаясь в правильности того, что ты делаешь.
Как следствие этого педагог – человек, к которому обращаются дети со своим пониманием, с которым можно строить образовательную деятельность. А образовательная деятельность всегда “своя”, “для себя”. Все остальное (про цель, про опору, про форму, свободу выбора, сотрудничество учителей между собой, с родителями) – методика, описание опыта тех, кто проявил в своей практике эту возможность.
Вопрос из зала:
– Но как же дети, которых воспитали свободными, смогут потом приспособиться к институту, к жизни в несвободе, в государстве?
Александр Адамский. Свободный человек знает, как с этим быть. Другое дело, что люди часто боятся быть свободными – ведь свобода сама по себе страшна. Например, не много директоров хотят, чтобы их школа стала автономной. Потому что следствием свободы всегда является ответственность, а ее-то и не хочется принимать на себя...
Реплика из зала:
– Свобода зависит от чувства собственного достоинства, которое складывается из разных факторов. Любви к себе реальному, а не эталонному. Убеждения в праве не только иметь некоторые чужие знания, но и добывать свои. И достойных социальных условий жизни. Почему же в несвободной школе выросло так много свободных людей?
Александр Адамский. Наше сознание в известной степени квазисвободно. А сами мы – несвободны. Поэтому нам так трудно сотрудничать друг с другом. Мы все время пытаемся высвободиться. И часто борьба за свою свободу отнимает так много времени и сил, что не остается энергии на сотрудничество, а значит, на принятие человека таким, какой он есть... Абсолютно убежден, что несвободная школа не может воспитывать свободных людей.

...В этом разговоре так никогда и не будет, пожалуй, поставлена последняя точка. Некоторые гости возмутились: мол, зря тратим время! Нужно решать более насущные, конкретные вопросы. Но это, как известно, дело вкуса: каждый имеет право на свою точку зрения. Вернее, наоборот: никто не имеет права претендовать на то, чтобы его точка зрения принималась другими как истина в последней инстанции.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru