Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №59/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Урок начинается с настроения

Но как сделать, чтобы оно всегда было хорошим
и у нас, и у наших учеников?

Нина ИВАЩЕНКО,
директор школы “Кредо”

Продумывая работу в предстоящем учебном году, педагоги стараются подобрать наиболее эффективные методики, расположить предметный материал так, чтобы способности ребенка развивались и в школе ему было комфортно и интересно.
А учителю? Мало кто из взрослых обеспокоен тем, в каком настроении он приходит к ребятам, как эмоциональное состояние влияет на происходящее в классе. Эта проблема стала главной темой эксперимента, проходящего в московской школе “Кредо”.

Быстро обрести состояние, нужное для определенного вида работы, – одно из главных умений профессионала в любой области. В работе учителя в том числе. Этому не обучают в педагогических вузах, и выпускники, получившие профессию преподавателя, оказываются беспомощными как практикующие педагоги. Теоретические знания, которые получает студент на занятиях педагогикой и психологией, не помогают профессионально реагировать на нештатные ситуации. А это, в свою очередь, быстро приводит к постоянным психологическим перегрузкам. В подобном состоянии пребывают большинство учителей, и оно считается нормой, более того, поощряется как «вкладывание души» в работу. Отсюда ощущение постоянного переутомления учителя и бытующее мнение о неблагодарности нашей работы.
Когда в проверку дневников, заполнение журнала, выставление оценок и прочие структурные механические действия учитель начинает «вкладывать душу», когда на уроках он напрягает нервную систему для концентрации сил, это непрофессионально, потому что разрушает психику учителя, а педагогический результат далек от желаемого. Силы и нервы расходуются без пользы для ученика, без профессионального роста педагога, а значит, во вред школе в целом.
Профессиональное умение приводить себя в нужное состояние прежде всего полезно и удобно самому учителю. Научиться этому можно, и метод, предложенный Дмитрием Александровичем Аросьевым, вполне технологичен.
Чтобы понимать, что мешает работать спокойно, успешно и с удовольствием, самому учителю необходимо проанализировать, какое из его состояний наиболее комфортно для него и при этом наиболее продуктивно для педагогического результата. Такой анализ невозможен без некоторой статистики.
Главное преимущество предлагаемой формы фиксации – ее простота. Не надо вести записи (что для очень занятых людей сложно), достаточно после каждого урока поставить на заранее заготовленном листке бумаги четыре крестика, отражающих состояние самого учителя перед уроком, включенность класса в урок, взаимодействие учителя с классом и оценку самим учителем результата урока. Вот приблизительно какие уровни этих состояний кажутся мне уместными для нашей школы сейчас.

Состояние самого учителя

«0» – Плохое самочувствие, головная боль, слабость, внимание не концентрируется, урок заранее кажется невыносимо трудным.
«1» – Раздраженность, ожидание напряженной работы, страх не уложиться в урок. Во время урока ощущение, что время уходит, класс топчется на месте.
«2» – Спокойствие на грани равнодушия. Нет сил заинтересоваться происходящим всерьез. Из задуманного выполняется чуть больше половины. Нет времени на опрос или самостоятельную работу. Не за что ставить оценки.
«3» – Самочувствие удовлетворительное. Урок идет по накатанной схеме. И учитель, и ученики работают спокойно, неторопливо. Время ощущается учителем адекватно.
«4» – Бодрость, живой интерес к теме урока и к тому, как она будет воспринята детьми. Готовность провести урок нетрадиционно, творчески.
«5» – Драйв. Урок радостно предвкушается. Уверенность, что он будет удачным и интересным. Волнение, как перед премьерой.

Включенность класса

«0» – Класс переговаривается, все заняты своими, не относящимися к уроку, делами.
«1» – Сидят тихо, смотрят на доску, что-то записывают. При попытке учителя выяснить, что усвоено, не понимают, что от них хотят.
«2» – Работают добросовестно, хотя и без особого желания. Но отвлекаются и после этого с трудом возвращаются к работе.
«3» – Класс занимается добросовестно, с пониманием и осознанием своей учебной деятельности. Ученики работают внимательно, не отвлекаются. Быстро переключаются с одного вида деятельности на другой.
«4» – Класс увлечен уроком. Происходит самостоятельное осмысление темы и ее места в общей картине предмета. Часть детей воспринимают тему урока как личную и важную для себя проблему.
«5» – Весь класс готов работать с выходом за рамки урока, предмета или темы. К уроку все готовились и лично заинтересованы в максимальной эффективности времени урока.

Взаимодействие

«0» – Учитель сам по себе, класс сам по себе.
«1» – Учитель объясняет, показывает, руководит, ученики выполняют. Не интересно ни учителю, ни ученикам.
«2» – Урок не в тягость ни учителю, ни детям. Все правильно располагается во времени, дети без особого труда усваивают материал урока и получают нормальные для себя оценки.
«3» – Часть урока вызвала живой интерес и активное обсуждение, появились нетривиальные мысли, решения, которые порадовали обе стороны.
«4» – Игра. Учителю и ученикам одинаково интересно происходящее. Возможны неожиданности и сюрпризы (азарт игры необязательно сопряжен с азартом познания).
«5» – Учитель и ученики делятся новой и взаимно интересной информацией. Урок проходит в атмосфере азарта познания, совместного поиска правильного ответа. Вызывает желание в свободное время вернуться к обсуждаемой теме.

Как и по каким критериям оценивать результат урока, учитель может определить для себя сам. Может быть, по результатам контрольных работ и тестов или как-то иначе.

Уже через месяц учитель может, посмотрев на графики, увидеть некоторые закономерности.
У некоторых участников эксперимента состояние и остальные параметры зависят от времени дня. Например, с утра все хорошо, а к пятому уроку все точки на графике «проваливаются». В этих случаях психологи работают с учителями, обучая их быстрой релаксации, умению предупреждать плохое самочувствие, не доводя до полного упадка сил, рекомендуют комплекс мер по сохранению здоровья. Любопытно, что учителя, в свою очередь, гораздо убедительнее начинают пропагандировать здоровый образ жизни своим ученикам.
Чаще точки на графике «падают» на каком-то классе. Во всех классах ровно, спокойно и плодотворно проходят уроки, показатели по всем параметрам не ниже середины, а именно в этом – постоянно ниже двойки. Если такая картина по данному классу только у одного учителя, требуется совместная работа учителя и психолога. Выясняется, кто из класса вызывает отторжение, совместно вырабатываются способы установления контакта с классом. А если один и тот же класс «проваливается» у нескольких учителей, собирается психолого-педагогический консилиум, обсуждаются проблемы класса. Коллегиально выбираются способы и методики для преодоления возникших сложностей. Иногда вместе с учениками и их родителями.
Важно, что сложности и проблемы не остаются незамеченными, и учителя имеют возможность сами отследить, что мешает им работать успешно и с удовольствием.
Есть еще одно важное, на наш взгляд, преимущество предлагаемого метода рефлексии и самонастройки. Этот метод позволяет каждому учителю достичь личной цели работы, которая даст именно ему удовлетворение и радость. Личная цель совсем не обязательно должна совпадать с той, что записана в инструкциях и методиках. Чаще всего действительные личные цели далеки от заявленных и даже осознанных. Учителя, воспитанные в духе самопожертвования и высокого служения чужим интересам, не сознаются даже самим себе в том, что на самом деле в работе их привлекает возможность самоутверждения («смотрите, как здорово я все знаю»), восхищение, симпатия и доверие детей (учителям, особенно молодым, кажется, что это компенсирует их неумение плодотворно общаться со взрослыми). Иногда для такого анализа необходима помощь психолога.
В такой ситуации нет ничего плохого до тех пор, пока эти личные цели не входят в противоречие с общей задачей школы – образование и воспитание учеников. К сожалению, очень часто желание учителя чувствовать себя умнее, чем дети, может обернуться высокомерием и невнятностью объяснений. Уроки становятся для учеников скучными и в конечном счете оборачиваются плохими знаниями учеников. Погоня за популярностью оказывается поощрением распущенности, унизительной для учителя фамильярностью и опять же плохими знаниями. Желание сохранить нервную систему, не реагируя на нарушение дисциплины во время урока или выставляя хорошие оценки, чтобы отвязаться, рано или поздно мстит за себя раздражением против большинства учеников и потерей их уважения.
Но это очень трудно – самому найти ошибку в собственных установках. Чаще всего учитель даже не догадывается, что причина неудачи внутри его, обвиняет учеников, их родителей, программы и начальство, то есть то, что он не может изменить. Чувство бессилия приводит к разочарованию и раздражению. Школа получает работника, который в лучшем случае формально выполняет положенное, не интересуясь реальным результатом своего труда и мечтая о пенсии.
Профессиональная компетентность заключается прежде всего в том, чтобы учитель был готов встретиться с конкретными детьми для совместной работы. Очень часто учитель, подготовив прекрасный и интересный материал, расписав весь урок по минутам, не может понять, почему его титанические усилия пропали втуне. И почти всегда он убежден, что все было бы прекрасно, если бы один или два ученика этого класса не мешали всем остальным. Далеко не сразу учитель начинает понимать, что это и есть его неготовность к уроку. Правильно подготовиться – значит учесть все факторы, которые могут помешать, в том числе – нерадивого ученика, порядковый номер урока в расписании класса, день недели и собственное настроение.
Пока первый результат эксперимента в нашей школе заключается в том, что учителя перестали обижаться на учеников и говорить с ними раздраженным тоном. Даже первый этап саморегуляции – рефлексия после каждого урока – дает очень много. Если параметры необоснованно завышаются, результаты начинают противоречить оптимизму графика, учитель раньше любого проверяющего увидит противоречие. Если точки ставятся честно, на графике, как в зеркале, отразится реальное положение дел. Все реже звучит: «Этого ребенка невозможно научить». Чаще: «Я не знаю, как его научить». А это значит, что учителя готовы учиться. Эксперимент продолжается.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru