Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №59/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

А после уроков зовите в школу песни и былины!

Компьютерный и телевизионный центр в сельской школе, фольклорный ансамбль в дорогущем частном лицее, детский театр моды в крошечном провинциальном городке... Каких только кружков, факультативов, мастерских не встретишь в российских школах! Скромненько произрастают они на обочине официального обязательного образования, но ребят туда как магнитом тянет. Почему?
Скорее всего детей привлекает видимый, осязаемый результат, которого при некотором старании рано или поздно достигает каждый – будь то выигранный турнир, собственный сайт, керамическая плошка или аплодисменты после концерта. Кроме того, что может быть увлекательнее работы рядом с настоящим мастером!
Мастер и ученик – вечная и неразлучная пара в культуре на все времена. Наверное, поэтому далекие от педагогики люди и идут работать в школу за копеечную плату, а то и вовсе бесплатно: когда накопился немалый опыт, тонкости мастерства освоены, хочется передать свои умения следующему поколению.
Чаще всего приходят случайно, но остаются надолго. Как Тамара Смыслова, бессменная солистка знаменитого ансамбля народной музыки Дмитрия Покровского. Она с середины семидесятых ездит в фольклорные экспедиции по всей России, объездила с ансамблем полмира, по приглашению американских школ обучала тамошних школьников русским народным песням. А последние несколько лет занимается с ребятами из муниципальной школы, что рядом с домом, приглашает на занятия коллег-музыкантов из своего ансамбля. В ее репертуаре несколько тысяч народных былин, песен, скоморошин, попевок. Причем в каждом регионе, а то и в каждом селе свои особенности пения и танца.
А как непохожи российские говоры и диалекты – оказывается, они непосредственно связаны с особенностями ландшафта. Живущие по большим рекам окают оттого, что по воде лучше всего разносится “о”, в лесной чаще “у” (ау-у!), а в степи на ветру “э”.
Кроме того, школьники узнают о традиционных народных праздниках и обычаях, соблюдать и отмечать которые стало модно, но как – никто не знает. Спас, Масленица, Рождество, Иван Купала – у каждого из них свой сценарий, хороводы, игры, колядки.
Сведения эти необязательны для изучения, но ребята слушают раскрыв рот. А уж когда представляется возможность самому войти в хоровод, в игру, смастерить “флейту Пана” из камышинки или научиться играть на шаманском инструменте варгане – отбоя нет от желающих.
Вы тоже заинтересовались? Мы так и подумали и уговорили Тамару Ивановну не отказываться от “гастролей” по школам, если появится время между концертами и репетициями. Чтобы договориться о приглашении, позвоните в редакцию, мы поможем связаться с Тамарой Смысловой.
Тел.: (095) 243-25-33.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru