Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №59/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Зачем мы идем учиться?

У каждого педагога, решившего пойти на курсы
повышения квалификации, – свой мотив

Начало сентября. Время, когда садятся за парты школьники, студенты и... учителя. Не так уж часто, раз в пять лет, каждый учитель становится учеником, приезжая на курсы повышения квалификации. Как он чувствует себя за партой, действительно ли образование с возрастом дается все труднее – давайте посмотрим на себя со стороны. Не исключено, что, выполняя домашние задания, участвуя в семинарах, сдавая зачеты, мы становимся удивительно похожими на своих учеников.

Исследования показывают, что взрослые люди учатся принципиально не хуже, чем дети и подростки. Тезис о “кривой максимального подъема в юности”, гласящий, что люди в юношеском возрасте достигают максимума своих способностей к обучению, а затем с годами постепенно утрачивают их, несостоятелен. Готовность и способности к обучению у взрослых зависят скорее от продолжительности и качества полученного ранее образования и от профессионального опыта.
Педагоги намного охотнее, чем дети и подростки, учатся на добровольной основе, если им предоставлена свобода выбора образовательных курсов. Далеко не все дети готовы учиться ради самой учебы, а взрослые еще меньше склонны или не готовы вообще учиться ради далекого будущего: они хотят и должны видеть прямую связь предлагаемых знаний, приемов и технологий с их профессиональной или личной жизнью, знать, что это важно для них.
Учителя, имеющие опыт профессиональной работы, еще меньше, чем школьники, хотят, чтобы их рассматривали и обращались с ними как с “объектами учебной деятельности”. Охотнее включаются в образовательный процесс, если им предоставляется возможность принимать активное участие в его организации, обсуждать волнующие их вопросы и проблемы, делиться с другими своими знаниями и опытом.
По сравнению со студенческой группой или школьным классом группы педагогов, проходящих повышение квалификации, зачастую более разнородны по многим показателям, в том числе и по возрасту. Для обучения наиболее важно, что каждый взрослый имеет сложившийся стиль учебной деятельности, свою учебную стратегию. Из-за того, что у взрослых выработанные стили овладения новыми знаниями довольно устойчивы, в процессе обучения возможны столкновения с преподавателями, если они не используют достаточно широкий диапазон учебных стратегий, форм организации совместной работы и социального общения.

Явные и скрытые потребности

Как образовательные интересы и возможности, так и творческие способности каждого учителя в значительной степени зависят от его потребностей. Опытные учителя знают, что если учитывать мнения, интересы, потребности детей, обучение становится гораздо более комфортным и эффективным. То же самое говорят и преподаватели институтов повышения квалификации: подробное и детальное рассмотрение потребностей слушателей может пролить свет на причины возникновения некоторых конфликтных ситуаций и негативных реакций во время повышения квалификации. Это особенно справедливо, если наряду с осознаваемыми (явными) потребностями учитываются и полуосознаваемые или неосознаваемые (скрытые) потребности.
Осознаваемые (явные) потребности могут быть высказаны в форме пожеланий и ожиданий. Как правило, слушатели высказывают пожелания по поводу получения информации и практических рекомендаций для решения профессиональных педагогических задач. То есть можно говорить о потребностях в информации о новых педагогических знаниях и технологиях.
Вместе с тем пожелания по поводу организации коллективных дискуссий и профессионально насыщенного общения высказываются слушателями реже. Так, формулировки типа “Я хотел бы поделиться собственным опытом” или “Я хотел бы знать, обстоят ли дела у других так же, как у меня, или нет” при опросах встречаются редко. Эту потребность можно назвать полуосознаваемой. Потому что, по мнению опытных практических работников системы повышения квалификации учителей, потребности слушателей в социальных контактах, профессиональном общении и самоутверждении очень высоки.
Скрытыми (неосознаваемыми) чаще всего оказываются потребности в эмансипации (автономии) в смысле дальнейшего саморазвития и преодоления комплексов и страхов и потребности в компенсации.
Желание компенсировать неудовлетворенные потребности на курсах повышения квалификации очень велико. Многие учителя ощущают острую потребность изжить накопившиеся за время работы проблемы. Функция, которую в связи с этим приходится выполнять семинарам на курсах, та же, что и у “стены плача”.

Мотивация и стиль поведения

Слушателями курсов чаще всего бывают предметники и школьные управленцы, имеющие высшее педагогическое образование и опыт профессиональной работы. Они привыкли работать предельно самостоятельно и умеют выполнять сложные задачи.
Как правило, они проявляют серьезный интерес к усовершенствованию своего профессионального мастерства и имеют постоянную, присущую им в силу специфики педагогической деятельности мотивационную готовность учиться как личностное качество.
Помимо этого учителя стремятся овладеть навыками социального общения, развить у себя такие качества, как эмпатия и толерантность, и выработать механизмы личностной рефлексии и беспристрастного наблюдения своего функционально-ролевого поведения (“дистанцирования от собственной роли”). Специалисты в области образования взрослых отмечают, что учителя достаточно компетентны, чтобы решать встающие перед ними проблемы, и обладают значительным творческим потенциалом. Наиболее полно он раскрывается только в том случае, если обучение направлено на привлечение слушателей, во-первых, к деятельному участию в процессе собственного профессионального роста и, во-вторых, к самоорганизации образовательной деятельности на семинарах.

Профессиональные навыки, стереотипы мышления и оценки

Взгляды учителя на школьную действительность и должностные обязанности, суждения о них со временем невольно становятся стереотипами и “субъективными теориями, установками”. Такие “стереотипы мышления и оценки” и “внутренние установки” выявляются в восприятии учителями школы, в их оценках подрастающего поколения и собственной роли в образовании.
Опыт работы в школе, с одной стороны, является основой конструктивного решения проблем школьной жизни. Но с другой стороны, рутинизированные педагогические действия могут представлять из себя проблему для обучения, если они становятся закоснелыми и вырабатывают иммунитет к новшествам. Тогда инновации начинают восприниматься учителем как не соответствующие содержанию его профессиональной деятельности и противоречащие образу его “я”.
Как в школьном образовании, так и в обучении педагогов важно не только использовать уже имеющиеся у слушателей умения и навыки, но и предоставлять им возможность облечь в слова свои представления о профессиональной картине мира и дать им оценку. Только так может быть открыта “уточняющая, проектируюшая и изменяющая деятельность учителя перспектива”.

По материалам Интернета

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru