Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №59/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Всемирная революция, которую готовят дети

Возможно, в нашей власти изменить сознание всех людей на свете, если мы хотя бы раз в неделю будем говорить со своими учениками о странных вещах...

Я могу стать совершенным

Знаете ли вы о существовании Международного детского совета мира? Его директор по связям с общественностью, молодой студент-медик британского университета Хитен Накум, приехал на педагогический фестиваль в Финляндию, чтобы рассказать о деятельности своей организации, поделиться планами и находками, найти новых друзей и сторонников.
Все понимают, что будущее каждого из нас, будущее всей планеты зависит от того, какими вырастут наши дети. Конечно, мы хотим видеть их образованными, умелыми, энергичными, преуспевающими. Мы обсуждаем, как лучше этого добиться, какие методы, системы более эффективны. А вот сотрудники МДСМ (Международного детского совета мира) уверены: самое важное – вырастить людей, умеющих жить в гармонии с собой, с людьми и со всей планетой, не разрушая, а созидая, совершенствуя. И они не просто призывают нас обратить внимание на духовное развитие молодежи – они предлагают конкретные пути достижения поставленной цели. В частности, ими разработана рассчитанная на год система занятий с детьми по развитию у них планетарного сознания.
Это цикл бесед, небольших заданий, упражнений. Достаточно раз в неделю или хотя бы раз в месяц уделять этому 30–40 минут времени. Традиционный классный час. Только темы и вопросы, на наш сугубо рациональный взгляд, чересчур непривычны. Даже как-то боязно обсуждать их с детьми. Еще засмеют. Впрочем, почему бы не попробовать?

Музыка звезд

Тема первого месяца занятий – помочь детям почувствовать себя частью космоса. Сначала мысленные упражнения: попытаемся представить себе Вселенную, ее безграничность, стройный порядок и красоту. Попробуем услышать музыку звезд. Мы видим их с планеты Земля. Какое место наша планета, мы сами занимаем во Вселенной? Обсуждая эту проблему, можно поговорить о малости и величии, о неразрывной связи самой крошечной пылинки с огромным мирозданием. Наблюдая восход и закат Солнца, мы почувствуем ритм Вселенной и свою включенность в это ритмичное движение, которое задает условия климата нашего города, смену дня и ночи. Солнечный свет содержит семь цветов радуги, и каждый из нас живет в семидневном спектре рабочей недели. Попытаемся окрасить каждый день ее в особый цвет. Можно узнать у родителей, в какой день недели ты сам родился, какая звезда, планета покровительствует тебе с рождения. Можно предложить ребятам написать небольшие рассказы, стихи, песни о том, что они увидели и почувствовали. Это традиционное завершение каждой темы.

Планета большая и маленькая

Тема второго месяца более практическая: создавать мир в себе и вокруг, уважая все живое на планете. Снова предложим ребятам упражнение на воображение. Представьте себе всю Землю, пять ее континентов, ее горы, равнины, реки и озера. Все подчинено единым законам планеты. Уважая эти законы, мы помогаем Земле сохранять гармонию и порядок. Обсудим наши контакты с миром камней, дарящих нам свою энергию, с миром растений (может, кто-то выращивает прекрасные комнатные цветы?), с животными (ведь у многих есть домашние животные, о привычках которых мы можем говорить часами). Всему находится место на нашей планете, все является необходимой частью единого живого организма. Мы и сами живем не каждый по отдельности, а все вместе. Надо учиться сотрудничать и не мешать друг другу. Что я сегодня сделал для планеты? Моя комната, класс – это мой маленький мир. Могу ли я сделать их более красивыми и добрыми? Все предложения обсуждаются, и наступает время работы. Стоит отметить даже крошечные шаги по направлению к миру и гармонии.

Я и другие

Тема последующих трех месяцев – уважение ко всем людям независимо от того, к какой расе или религии они принадлежат. Сначала спросим себя: что значит «другой» для меня и как я отношусь ко всему чужому, иному? Насколько я открыт для нового, незнакомого? Попробуем стать более доброжелательными к незнакомым людям. Обратим внимание на тех, с кем общаемся ежедневно в классе. Это, пожалуй, труднее. Но ведь одноклассники – тоже граждане планеты Земля.
И наконец, самое сложное – взаимоотношения с членами семьи, родителями, братьями, сестрами, с теми, кто нам ближе всего. В современном обществе на семью почти не остается ни времени, ни сил. Дети уже в пять лет отделяются от семьи и начинают общественную жизнь в начальной школе. Мы отвыкаем от неспешных разговоров не по делу, а по душе. Многие родители работают целыми днями, многие к тому же в разводе, и дети предоставлены сами себе. Но именно с семьи начинается гармония в мире. Давайте подумаем, кого мы считаем своей семьей, кого из родственников легче понять. Почему? А с кем я чаще всего ссорюсь? Что вызывает эти конфликты? Могу ли я сам что-то сделать, чтобы изменить ситуацию? Попробуем уделить чуть больше времени и внимания своей семье, найти способ проявить заботу о каждом, выслушать и попытаться понять точку зрения каждого. Постараемся меньше говорить неприятных вещей. Почувствуем себя звеном в неразрывной цепи бытия. Жизнь мне когда-то дали родители, а они получили ее от моих бабушек и дедушек… Все дальше и дальше в глубины прошлого. Я же передам наши гены, традиции, привычки дальше, своим детям. И я чувствую свою ответственность за то, чтобы только лучшее из семейного наследия досталось Будущему.
Заключительные три месяца посвящены развитию собственной личности, работе с собственным сознанием, со своими чувствами, с телом. Мы по-прежнему задаем себе и детям важные вопросы, стараемся честно их обсуждать, выслушивая и принимая совершенно различные позиции, а главное – стараемся воплотить в реальность, в действие свои знания и желания.

Разумеется, в короткой газетной статье можно лишь очень коротко рассказать о серьезной программе – нет, не воспитания детей. Это скорее программа изменения мира путем изменения сознания людей. Причем не только детей, но и взрослых, которые включаются в работу. Программа немного наивная, наверное, утопическая. Но ведь все остальные, более практические и революционные, способы человечество уже испытало. А жизнь не стала лучше. Может, стоит попробовать? Сотрудники МДСМ удивительно открыты для любых контактов и всегда готовы обсудить новые идеи. Кстати, вы заметили, что программа пока расписана только на восемь месяцев. А дальше? Что станет следующей темой месяца? Зависит от вас!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru