Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №58/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

1 сентября 2002 года газете "Первое сентября" и нашему Издательскому дому исполняется 10 лет!

БИОГРАФИЯ НОВОЙ ШКОЛЫ
ЧЕТВЕРГОВЫЕ ШКОЛЫ 

Ставрополь, улица Морозова. Школа-лицей № 14

«Секрет сильной школы не в возможности отбирать способных и одаренных. Она помогает каждому раскрыть свои способности. В такой школе больше стремятся не к высокому проценту успеваемости или поступаемости в вузы, а к более важным, на взгляд учителей, критериям, например, степени увлеченности наукой».

Е.ЛОСЕВСКАЯ.
Престижный и доступный.
«Первое сентября»
№ 66,1996 год

Как и во многих других школах, о которых писала наша газета, в Ставропольском лицее за прошедшее время сменился директор. Теперь на этой должности Валентина Алексеевна Медведева, которая в разговоре постоянно повторяла одну фразу, очень важную: «А это – заслуга Татьяны Борисовны Сергеевой!» То есть сохранилась в школе преемственность традиций. Школа прежняя, просто стала старше.
За эти годы лицей был лауреатом многих премий, конкурсов. Но нам важно понять, что позволяет школе оставаться на плаву, какие особенности в организации ее жизни, педагогической деятельности дают возможность развиваться. Дворцы детского творчества есть почти в каждом городе, но не каждое учебное заведение открывает в своих стенах их филиалы – больно хлопотное занятие, да и школа-лицей не какое-нибудь дополнительное образование, а самое что ни на есть основное.
Однако в школе так не считают. Похоже, что работа филиала Малой академии наук при ставропольском Дворце творчества стала неотъемлемой, чуть ли не самой важной частью образовательного процесса. Желающие участвовать в этой работе становятся все моложе: последние два года третьеклассники не только выполняли собственные исследования, но и занимали призовые места на конкурсах! Отметим: работа в научном обществе – дело добровольное, и число его участников неизменно растет. Часто родители становятся не просто сторонними наблюдателями творчества своих детей, но и руководителями их научных сообщений, а это так важно при сегодняшнем цейтноте времени и как следствии его – разрушении взаимоотношений в семьях между детьми и взрослыми.
Но работа таких клубов, научных обществ сегодня не так уж и оригинальна: почти везде есть нечто подобное. Важно другое: как увлечение ребят любимым делом влияет на отношения с учителями-предметниками. Дело в том, что конфликт между двумя системами обучения (основным и дополнительным образованием) возникает настолько часто, что порой кажется, будто он неизбежен.
Ребенок, увлеченный своим делом, не может вкладывать много сил в регулярные занятия, он начинает забывать о домашних заданиях, пропускать уроки. И это вполне естественно – ведь его мысли и силы находятся совсем в другом месте: там, где он творец, автор, исследователь, компаньон. Учителя же часто не знают, как учить «программам» этих ребят: то ли проводить индивидуальные занятия, то ли ругать за пропуски. Чаще всего, к сожалению, выбирают второе. Возникает недоброе чувство, которое сродни ревности: мол, почему это ученик целыми днями ставит опыты по биологии, а правило по русскому языку не может выучить?!
Похоже, в ставропольском лицее № 14 решили эту задачу простым и эффективным способом. Первое – работа в школьной академии считается престижным и важным занятием. Второе – учителя и сами вовлекаются в исследовательскую работу, различные педагогические конкурсы, пишут научные статьи. Пожалуй, именно поэтому между взрослыми и детьми возникает ситуация взаимопомощи и сотрудничества. Тот, кто сам хоть однажды готовился к выступлению на конференции с докладом о проделанном исследовании, знает, как сложно при этом выполнять и обыденную работу, и найдет способы помочь детям справиться с этой нелегкой задачей.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru