БИОГРАФИЯ НОВОЙ ШКОЛЫ
ЧЕТВЕРГОВЫЕ ШКОЛЫ
Ставрополь, улица Морозова.
Школа-лицей № 14
«Секрет сильной школы не в
возможности отбирать способных и одаренных. Она
помогает каждому раскрыть свои способности. В
такой школе больше стремятся не к высокому
проценту успеваемости или поступаемости в вузы,
а к более важным, на взгляд учителей, критериям,
например, степени увлеченности наукой».
Е.ЛОСЕВСКАЯ.
Престижный и доступный.
«Первое сентября»
№ 66,1996 год
Как и во многих других школах, о которых писала
наша газета, в Ставропольском лицее за прошедшее
время сменился директор. Теперь на этой
должности Валентина Алексеевна Медведева,
которая в разговоре постоянно повторяла одну
фразу, очень важную: «А это – заслуга Татьяны
Борисовны Сергеевой!» То есть сохранилась в
школе преемственность традиций. Школа прежняя,
просто стала старше.
За эти годы лицей был лауреатом многих премий,
конкурсов. Но нам важно понять, что позволяет
школе оставаться на плаву, какие особенности в
организации ее жизни, педагогической
деятельности дают возможность развиваться.
Дворцы детского творчества есть почти в каждом
городе, но не каждое учебное заведение открывает
в своих стенах их филиалы – больно хлопотное
занятие, да и школа-лицей не какое-нибудь
дополнительное образование, а самое что ни на
есть основное.
Однако в школе так не считают. Похоже, что работа
филиала Малой академии наук при ставропольском
Дворце творчества стала неотъемлемой, чуть ли не
самой важной частью образовательного процесса.
Желающие участвовать в этой работе становятся
все моложе: последние два года третьеклассники
не только выполняли собственные исследования, но
и занимали призовые места на конкурсах! Отметим:
работа в научном обществе – дело добровольное, и
число его участников неизменно растет. Часто
родители становятся не просто сторонними
наблюдателями творчества своих детей, но и
руководителями их научных сообщений, а это так
важно при сегодняшнем цейтноте времени и как
следствии его – разрушении взаимоотношений в
семьях между детьми и взрослыми.
Но работа таких клубов, научных обществ сегодня
не так уж и оригинальна: почти везде есть нечто
подобное. Важно другое: как увлечение ребят
любимым делом влияет на отношения с
учителями-предметниками. Дело в том, что конфликт
между двумя системами обучения (основным и
дополнительным образованием) возникает
настолько часто, что порой кажется, будто он
неизбежен.
Ребенок, увлеченный своим делом, не может
вкладывать много сил в регулярные занятия, он
начинает забывать о домашних заданиях,
пропускать уроки. И это вполне естественно –
ведь его мысли и силы находятся совсем в другом
месте: там, где он творец, автор, исследователь,
компаньон. Учителя же часто не знают, как учить
«программам» этих ребят: то ли проводить
индивидуальные занятия, то ли ругать за пропуски.
Чаще всего, к сожалению, выбирают второе.
Возникает недоброе чувство, которое сродни
ревности: мол, почему это ученик целыми днями
ставит опыты по биологии, а правило по русскому
языку не может выучить?!
Похоже, в ставропольском лицее № 14 решили эту
задачу простым и эффективным способом. Первое –
работа в школьной академии считается престижным
и важным занятием. Второе – учителя и сами
вовлекаются в исследовательскую работу,
различные педагогические конкурсы, пишут
научные статьи. Пожалуй, именно поэтому между
взрослыми и детьми возникает ситуация
взаимопомощи и сотрудничества. Тот, кто сам хоть
однажды готовился к выступлению на конференции с
докладом о проделанном исследовании, знает, как
сложно при этом выполнять и обыденную работу, и
найдет способы помочь детям справиться с этой
нелегкой задачей.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|