Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №58/2002

Информация

1 сентября 2002 года газете "Первое сентября" и нашему Издательскому дому исполняется 10 лет!

В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
 

Людмила РЫБИНА

Издательский дом "Первое сентября"

Накануне юбилея газеты прошел «круглый стол» редакторов приложений к газете «ПС».
22 приложения. Как удается небольшими силами делать такое большое дело? «Чтобы развиваться, надо браться за задачи, которые еще не можешь решить в тот момент, когда за это берешься», – сказал на встрече редактор приложения «Школьный психолог» Марк Сартан.
И продолжил: «Наша газета всегда больше того, что она сама про себя заявляет.
Она сразу стала газетой с приложениями. При этом число приложений все годы продолжает расти, и газета превратилась в объединение педагогических изданий.
А параллельно еще издаются книги.
И как только объединение «ПС» стало именоваться издательским домом, прошел педагогический марафон, и мы сами увидели, что перерастаем сами себя, превращаемся в институт повышения квалификации учителей.
Ощущение постоянного развития, роста, расширения собственных возможностей есть у всех, кто здесь работает».

Артем СОЛОВЕЙЧИК. Десять лет – солидный возраст, и момент возникновения газеты начинает обрастать преданиями. Можно считать это семейным анекдотом, но было именно так. Когда Симон Львович думал, какой будет газета «ПС», он советовался не только со своими сотрудниками, друзьями, но и со своими родственниками. Он думал, что время от времени в газете будет появляться полоса по тому или иному предмету. Сестру Софью Львовну Симон Львович предупредил, чтобы она готовилась писать про математику. Софья Львовна подумала и сказала, что ей мало полосы. Нужна своя газета. Получился спор о том, какая газета нужнее – педагогическая или предметная. А потом родился дерзкий по тем временам бизнес-план на производство десяти газет сразу.
Потом появлялись новые и новые приложения, и сегодня их уже 22. У нас есть свои читатели. У нас с ними такие отношения, словно все мы члены одного клуба.
В поездках по стране я увидел, что газету знают. Знают, при том что нас никто не рекомендует и не распространяет, мы не пользуемся никакими бюджетными деньгами. Это позволяет нам быть независимыми, свободными, а значит, еще более нужными нашим читателям.
Анатолий ГОЛОВАТЕНКО, «История». Когда меня пригласили в приложение «История», я работал в журнале «История в школе» и поначалу сам себе составлял конкуренцию, словно сам с собой играл в шахматы. Комичность ситуации была еще и в том, что меня пригласили в газету, которая не выходит. Симон Львович сказал, что пока неясно, с какой периодичностью будет выходить газета, неясно, будет ли она выходить вообще, но делать ее надо. Был разительный контраст между глобальными замыслами, о которых все охотно рассуждали, и я с удовольствием эти разговоры поддерживал, и реальностью. Но вскоре все наладилось. Планы постепенно стали реализовываться, несмотря на их фантастичность, а издание стало еженедельным не только по названию, но и по существу.
Грета ЧЕСНОВИЦКАЯ, «Французский язык». Я в журналистике человек случайный, но считала, что вообще-то журналисты – народ не очень счастливый. Чтобы быть счастливым, надо хорошо делать то, что тебе хочется делать, а у настоящих журналистов это бывает редко. У нас же здесь есть именно такая возможность. То, что мы делаем, зависит только от нас самих. Свобода необыкновенная. А от этого я чувствую себя совершенно счастливой.
Геннадий КРАСУХИН, «Литература». Эта традиция свободы заведена Симоном Соловейчиком. Он сам знал столько цензуры в своей жизни. За двадцать лет работы в «Литературной газете» я видел, как проходили его статьи. Однажды я был свидетелем того, как Нелли Логинова несла его полосу, всю красную от карандаша цензора. Она плакала, а Сима ее успокаивал: «Ну, что-нибудь придумаем, переделаю».
Нам, первым редакторам приложений, он говорил: «Вы полностью свободны. Вы отчитываетесь перед Господом Богом. – Подумал немного и добавил: – И передо мной. Но я не ваш цензор, а я просто оцениваю ваш профессионализм».
С этого времени в нашем коллективе действительно зародился дух невероятной свободы. Газеты у нас получились совершенно разные. Разные концепции журналистики. Думаю, то, что получилось, – полная реализация того, о чем мечтал Соловейчик.
Ольга КОРОТОВА, «География». В тот момент, когда я пришла на первую встречу с Соловейчиком, я закончила аспирантуру, защитилась и поняла для себя, что мне нужны новые преграды.
В новой газете не было еще ни одного человека, ни одного материала, и я никогда ничего не писала и не редактировала. Но работать захотелось необыкновенно.
Может быть, так получилось потому, что Симон Львович с самого начала предоставил полную свободу, дал почувствовать газету своей.
Наш статус очень высок. Захотелось нам сделать номер по какой-то стране – пишем письмо в посольство, и нас принимают на самом высоком уровне, вплоть до посла. Решили сделать материал о добыче золота – все двери в министерстве для нас открыты.
В газете, наверное, как в школе: если человеку интересно, он готов работать, он и детей может увлечь. А мы, вероятно, своей заинтересованностью увлекаем учителей – наших читателей.
Марина АРОМШТАМ, «Дошкольное образование». У нас в «ПС» реализуется виртуальная модель идеальной школы. Здесь каждый редактор делает то, что ему самому очень нравится, и делает это так, как он сам это понимает. Не у каждого учителя есть такая возможность.
Учитель, на мой взгляд, нуждается в двух вещах: чтобы ему выказывали уважение и чтобы его иногда жалели. Оттого, что у нас есть чувство свободы, становишься щедрым и можешь все это своему читателю дать. И читатель на это очень благодарно отзывается.
Людмила ГОНЧАР, «Русский язык». Все, кто сегодня говорит про нашу редакционную жизнь, выделили ключевое слово «свобода». Отсутствие цензуры. Это и создает творческую атмосферу, которая поддерживает желание что-то делать. Мы ставим тот материал, который считаем нужным. Одна из наших задач – дать учителям возможность отказаться от старой скучной методики. Консервативная, закоснелая методика в преподавании русского языка пока преобладает, но мы имеем возможность высказывать смелые идеи. Есть чувство удовлетворения от того, что мы оказываем помощь учителям.
Артем СОЛОВЕЙЧИК. У всех приложений есть своя история возникновения. Несколько лет Симон Львович говорил: «Будут у нас все предметные приложения, но “Русского языка” не будет. Русский язык – это не то, о чем можно говорить, – ты либо говоришь по-русски, либо нет». К языку он вообще относился очень трепетно. Может быть, ему казалось, что эту газету должен делать он сам или никто.
Людмила ГонЧар. Но потом наступил такой день, когда Симон Львович вызвал нас и сказал: «Я вам больше не нужен».
Александр АДАМСКИЙ, «Управление школой». Я считаю, что еженедельник “Управление школой” для Издательского дома “Первое сентября” – это возможность создания того самого воодушевляющего управления, о котором писал Симон Львович Соловейчик. Цель была простой и в то же время трудноосуществимой: создать новую реальность такого управления школой, в котором управляют не людьми, а делом, в котором правит не циркуляр, а стремление сотрудничать с ребенком и развивать его.
Свобода школы всегда ограничена управлением. Управлять школой – это все равно что управлять свободой, занятие, с одной стороны, нелепое, с другой – вроде бы необходимое.
Забрав себе всю полноту власти, бюрократия постепенно стала считать, что именно она управляет и школой, да и всей жизнью. Это не так. Мы сами собой управляем, но техническую работу передоверяем бюрократии. И она должна знать свое место.
...Газета не может и не должна управлять школой. У нее другие задачи – информировать и отражать общественное мнение. А вот говорить бюрократии, как ей управлять, газета может и должна.
Сергей ОСТРОВСКИЙ, «Информатика». Я хорошо помню, как меня принимали на работу. Артем дал мне статью известного человека и попросил отредактировать для газеты. Я долго с ней сидел, пытался что-то сделать, но потом все-таки решился и сказал, что эта статья никуда не годится, несмотря на то, что написана фигурой первой величины в информатике...
Нана КОЗЛОВА, “Физика”. У нас после этого появился термин «эффект Островского». Мне сказали, что принимают на работу очень хорошего специалиста, но, к сожалению, он работает в школе и бросать не собирается, так и говорит: «Я буду у вас работать, но самую малость, моя основная работа – в школе». А потом он стал полностью наш. Это и есть эффект Островского.
Сергей ОСТРОВСКИЙ. Меня поражает, насколько смелые идеи, даже, я бы сказал, аферы, захватывают нашего главного редактора. Не было ничего, кроме убеждения, что начинать надо, потому что уже поздно.
«ПС» мне кажется ценным для образования уже самим фактом своего существования. То, что мы существуем как противовес, как существенный груз на чаше добра, это важно, потому что чаша зла в образовании очень тяжела.
Наталья ФЕОКТИСТОВА, «Биология». Наша редакция сложилась сразу. Все споры, которые возникают в редакции, – только о том, как бы сделать лучше, интереснее, полезнее для учителя.
Мы собираемся и утром, и вечером и сидим иногда по ночам, не помещаясь буквально в нашей комнатке.
Очень хочется верить, что наше приложение когда-нибудь будет цветным, чтобы, например, рассказ о зелено-красно-синих попугайчиках не был черно-белым.
Артем СОЛОВЕЙЧИК. Когда отец только начинал говорить о приложениях, казалось, что тем может хватить на месяц, ну с натяжкой – на год. Теперь, когда много лет они выходят и только увеличивают периодичность и объем, стало понятно, что темы в рамках каждого предмета исчерпать нельзя. Для меня это еще одно понимание работы учителя в школе. Кажется, что учитель каждый год повторяет одно и то же, со стороны можно посчитать, что это страшно скучно. Но на своих приложениях мы видим: играем на одном и том же поле, а игра все время развивается. Сильные учителя, наверное, так и живут.
Нана КОЗЛОВА. Когда меня пригласили в «ПС» – странную газету со смешными деньгами, это совпало по времени с предложением поработать в большой нефтяной компании. Я удивлялась: как тут можно выбирать? Но мне сказали: «Там нефтедоллары, они сейчас есть, а завтра их не будет. А это вечно». И я подумала: действительно, если соизмерять с человеческой жизнью, наверняка газета будет жить дольше, чем все мы. И доллары я променяла на вечность.
Людмила СУХОВА, «Библиотека в школе». Наш главный редактор Ольга Громова работала в школьной библиотеке и как-то на презентации «ПС» написала Симону Львовичу записку: «Вы создали приложения по предметам, а в каждой школе есть еще библиотека. Будет ли приложение для библиотекарей?» Когда презентация закончилась, Симон Львович сказал: «Кто написал мне записку, подойдите, пожалуйста, ко мне». Состоялся первый разговор. А первая вкладка в газету появилась уже без него – в 1998 году.
Когда решено было выпускать отдельную газету, меня позвали в редакцию, но меня охватил ужас: 24 полосы нам нечем будет заполнить. Потом прошло несколько номеров, и стали говорить о том, что нам надо расширяться, потому что не хватает газетной площади.
Школам сейчас подписаться на газеты очень тяжело. Но во многих школьных библиотеках теперь всегда «Первое сентября» – на стендах и планшетах все рубрики нашей газеты.
Мария СОЛОВЕЙЧИК, «Начальная школа». Первый номер делался с колес: я ездила по школам и тут же писала материалы. И оказавшись рядом с учителем начальной школы, я поняла, что это самые талантливые люди. Они поют, танцуют, бегают на лыжах, рисуют, плетут из бисера – делают все, что может увлечь маленького ребенка.
Тогда у меня было четверо детей, и я считала, что семья для меня основное, работа никогда не будет приоритетом. Теперь детей пятеро, но я с удивлением обнаруживаю, что «ПС», «Начальная школа» – это тот мир, из которого начинаюсь я.
Елена СМОЛЬНИКОВА, «Воскресная школа». Ни один человек с другим не встретится, не будь на то воли Божией. А земной причиной возникновения нашей газеты послужила встреча отца Киприана и Артема Симоновича. Когда отец Киприан увидел газету «ПС», он был поражен, что в такое время, когда многие бросились за золотым тельцом, нашелся человек, который решил издавать газеты для школы. И отец Киприан рассказывал, что решил зайти познакомиться, потому что на такое может решиться либо отважный, либо безумный.
Первый номер дался неимоверным терпением.
Для нас вначале было сложно понять, для кого же наша газета. Предмета соответствующего в школе нет. А сейчас этот предмет вводится, называется он «Основы православной культуры». Даже название этого предмета было придумано здесь, в нашей газете, в «ПС». Первые уроки тоже появились на страницах нашей газеты. В Московской, Смоленской, Калининградской, Курской областях уже преподают этот предмет.
Артем СОЛОВЕЙЧИК. У этой газеты есть лозунг, который мне тоже многое прояснил: «Иже сотворит и научит, великим наречется в Царствии Небесном». Недостаточно сотворить, надо еще научить, и недостаточно научить, надо и сотворить.
С самого замысла этого приложения много было разговоров о том, наше это дело или нет. Но за пять лет выхода газеты выросло очень тонкое отношение к теме. Надо сказать, что многие православные газеты воинствующие. Да и как быть в своей вере и не быть воинствующим? Но в «Первом сентября» по-другому. Так и отец делал газету. Он был самым яростным воителем за свою педагогическую веру. Но все заметили с самого начала, что газета неагрессивная. Так же по-первосентябрьски ведет себя и «Воскресная школа».
Елена СМОЛЬНИКОВА. Воевать надо со своими грехами, а людей надо любить.
Одно дело, если предмет давний, а у нашего предмета даже росточка еще не было – только зернышко. А чтобы из зернышка что-то выросло, нужны благоприятные условия. «ПС» – самое благоприятное место для нашей газеты.
Нинель ИСМАИЛОВА, «Искусство». Начать новое дело всегда трудно, но чрезвычайно увлекательно.
Первой нашей задачей было дать читателям-учителям первоклассный материал для их творчества. Мы привлекли в газету лучших искусствоведов, историков, филологов: Лихачева, Дмитриеву, Кнабе, Гаспарова, Гаккеля, Мириманова…
Не скрою, мы мечтаем о больших тиражах, потому что нам хочется предложить большому числу юношей и девушек альтернативу безвкусице, которая, к сожалению, их окружает. Вспомним великого Гёте: «Ничто так прочно не отрешает от мира, как искусство, и ничто так прочно с ним не связывает, как искусство».
Станислав САВЕЛЬЕВ, Издательство «Первое сентября». Издательство «Первое сентября» вдвое моложе газеты. Первые книги вышли в свет в 1998 году – они открыли серию «Я иду на урок». Сейчас в ней более пятидесяти книг практически по всем школьным предметам. Две последние книги этой серии – «Трудовое обучение: подарки, модели, игрушки» и «Трудовое обучение: композиции, подарки, модели» получили гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве книги для учителя».
За четыре года работы издательства книги серии «Я иду на урок» получили признание читателей, завоевали свое место на рынке учебно-методической литературы. Название серии приобрело статус торговой марки.
Открыты еще две серии: «За страницами школьных учебников» и «Педагогический практикум». Серия «За страницами школьных учебников» появилась в конце прошлого года. Сейчас ее представляют семь книг цикла «Занимательная история России» В.Балязина. В плане – книги по математике, физике, химии. В них читатели найдут не только познавательный материал, но и оригинальные упражнения, задания, тесты.
Серия «Педагогический практикум» – это книги небольшого объема, включающие в себя материалы дидактического и практического характера.
Скоро мы начнем еще две серии. Первая посвящена воспитанию дошкольников и адресована работникам детских садов, гувернерам, родителям. Вторая рассматривает психолого-педагогический подход к воспитанию и развитию детей. Книги этой серии включают практический материал: упражнения, тренинги, тесты.
Мы также попробовали свои силы не в методической литературе, а в учебной, выпустив учебное пособие по немецкому языку.
Продолжается выпуск отдельных внесерийных книг, среди которых особое место занимают книги С.Л.Соловейчика. Последняя книга – «Воспитание школы» – сборник статей Симона Львовича, опубликованных в «Первом сентября» в 1992–1996 годах.
За четыре года существования издательства суммарный тираж наших книг перевалил за два миллиона, причем объем выпуска и продаж продолжает расти. При этом для нас особенно важно, что все больше и больше предметных еженедельников участвует в книгоиздательской работе. Это значит, что расширяется круг учителей, которые в повседневной работе пользуются книгой с маркой «ПС».
Елена ШИРОКОВА, «Немецкий язык». У нас три года был главным редактором Джеральд Демель – человек очень образованный и эрудированный, задавший очень высокий уровень всем нашим начинаниям, на этом уровне мы теперь стараемся оставаться.
Три с половиной года прошло с тех пор, как он уехал, но он наш действующий консультант.
Артем СОЛОВЕЙЧИК. Я время от времени встречаюсь с Демелем и вижу у него тоску по тем временам, когда он работал в этой газете: «Вот были три года!»
И до сих пор он всем и везде рассказывает про такое место: «Первое сентября».

Зачем мы все это делаем? Вокруг «ПС» существует легенда: вряд ли они такие уж наивные, что-то за этим, наверное, есть… Эти подозрения о нас говорят о том, что слишком уж непривычно, что хорошее выживает само по себе. А у нас нет даже идеи выживания. Мы все живем на планете «Первое сентября», и может быть, кто-то наверху этот свет видит и помогает нам.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru