Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №57/2002

Первая тетрадь. Политика образования

 
СИТУАЦИЯ

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Самый главный дефицит

Во многих регионах ощущается острая потребность в педагогических кадрах, и не только для сельских школ

Ярким примером может служить Московская область. Несмотря на своевременную выплату заработной платы и региональных надбавок к ней в размере 30%, в течение ряда лет количество вакансий в области сохраняется в пределах 1500 человек. Не хватает 20,4% учителей английского языка, 13,2% – технического труда и физкультуры, 12,8% – по русскому языку и литературе.
В чем причины?
В ближнем Подмосковье действует так называемый «фактор Москвы», хотя разрыв в заработной плате столичных и подмосковных учителей за последний год снизился в два раза (с 80 до 40%).
Проблема еще и в том, что лишь часть выпускников областных педагогических вузов и колледжей (а это 1400 человек ежегодно) направляются на работу в школы: в 1999 году этот показатель составлял 32,3%, в 2000 году – 40%, в 2001 – 46,7%. В 2002 году в школы Московской области пришли 65% выпускников вузов и более 53% выпускников ссузов. Положительной динамике способствует установленная областным правительством система материального стимулирования молодых специалистов: ежемесячная доплата в размере 300 рублей, пособие к отпуску – 3000 рублей, подъемные при поступлении на работу – 10–11 тыс. рублей, в зависимости от того, вуз или ссуз окончил молодой специалист.
В Саратовской области не хватает более 300 учителей – по математике, иностранному, русскому языкам и музыке. Ежегодно проводится целевой набор в вузы и педучилища. Он составляет 20% от общего числа бюджетных мест.
5 лет в Курганской области действует губернаторская программа целевого приема, в рамках которой в вузы и колледжи педагогического профиля принимается ежегодно 300 абитуриентов из села.
Несмотря на то, что в Кировской области за последний период было закрыто около 30 сельских школ, а конкурсы в педвуз зашкаливают, учителей на селе по-прежнему не хватает.
Поэтому традиционный целевой прием выпускников сельских школ в педвуз здесь стали производить по новому принципу.
Муниципалитеты теперь будут выплачивать своим «направленцам» стипендии в размере 500 рублей (помимо обычной, государственной). Кроме того, молодым специалистам будет предоставляться жилье.
Со своей стороны «целевики» перед поступлением в вуз заключают контракт со своим муниципалитетом о том, что по окончании учебы они обязуются вернуться в родное село и отработать в местной школе не менее трех лет. В случае невыполнения этого условия сумма за 5-летнее обучение должна быть возвращена в местный бюджет. Постепенно планируется ввести возвратные субсидии и на федеральном уровне.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru