Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №56/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ТВОЙ ПЕРВЫЙ ДЕНЬ 
 

Андрей ПАНТУЕВ,
учитель информатики школы “Ключ”

В этом классе была своя жизнь...

Это был урок математики в пятом классе сельской школы. Если быть точным, самый первый урок состоялся раньше. Но от него (меня попросили заменить учителя в московской школе) впечатление осталось только отрицательное. В классе было 45 девятиклассников, и таких нелюбопытных, каких я до этого в жизни не видел и даже не догадывался, что можно так равнодушно и тоскливо встречать нового учителя. Тогда я успел скорректировать план урока, пока меня представлял завуч, и урок прошел, в общем, нормально. Зато я понял, что в школе мне делать нечего, и надолго забыл про нее.
А сельская школа возникла в моей жизни совершенно неожиданно. Я к тому времени решился сменить Москву на глухую деревню, оставалось подобрать место и сельскую профессию. И вот – первый урок!
Вхожу в класс: сидят три человека. Впрочем, все равно очень уютно – просто нет места для большего количества.
Перед этим за шкафом я нашел кучу плакатов, а в шкафу – деревянные и металлические модели объемных тел. В кабинете естественных наук обнаружился даже кинопроектор. Сейчас, когда я работаю с компьютерными обучающими программами, с удивлением вспоминаю, как выписывал учебные фильмы из райцентра. Список новых фильмов, бледный, написанный под копирку, каждую неделю появлялся в школе.
В тот раз я, конечно, не успевал получить фильм. Но отказаться от искушения показать кино на уроке было трудно (был урок математики). И я выбрал полуминутный эпизод из единственного имевшегося в школе фильма по географии, где измерения на местности вполне сходили за материал по теме.
Конечно, детям было безумно интересно, и они свой интерес не прятали, а ярко выражали! Что именно им было интересно: новый учитель, кинопроектор в непривычно затененном классе, сборные модели, похожие на головоломки? Это было тогда не важно. А было важно, что в классе есть жизнь, которую можно поддерживать, а не создавать из ничего. Какое разительное отличие от моего городского опыта! Можно ли даже сравнивать? Мне казалось: нет, ничего общего!
...Этот урок растянулся на два года и все больше и больше оборачивался уроком для меня. Сейчас-то я хорошо понимаю, что ошибся в своих первых оценках. Быть учителем для сорока пяти человек мне было бы легче, чем работать с маленьким классом в сельской школе. Но трудность эта лежала не на поверхности, и в свои 24 года я не сразу смог ее увидеть. Наверное, это был мой первый шаг на пути к себе и другим.
...Год назад меня подвез на мотоцикле в тех краях какой-то мужчина. Он подвез меня к самому дому, сделав крюк километров в 30. Когда я попытался с ним расплатиться, он сказал: “Я у вас учился”. Я вгляделся в его лицо, пытался узнать – и не смог.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"