Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №56/2002

Первая тетрадь. Политика образования

 
ЗЕРКАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Ольга ДАШКОВСКАЯ

В новом году будет много планов.
И немного денег...

8 августа были обнародованы данные опроса населения России (1500 респондентов) фондом “Общественное мнение” о работе Министерства образования. Согласно результатам опроса в адрес этого ведомства прозвучало вдвое больше негативных (33%), нежели позитивных (16%) оценок. Неудовлетворенными работой Министерства образования чаще оказывались респонденты со средним специальным и высшим образованием, а также лица среднего возраста. О хорошей работе этой структуры чаще говорили молодежь от 18 до 35 лет и оптимисты.
Негативную оценку получили реформаторские усилия министерства (70% от ответивших):
– бесконечные реорганизации и реформы, которые только ухудшают систему образования;
– слишком много экспериментов, поисков новых форм, очень много от этого мороки, а толку мало;
– все время что-то меняют, бросаются из одной крайности в другую –
такие мнения прозвучали в отзывах о работе министерства.

На днях состоялась пресс-конференция с участием министра образования В.Филиппова, который рассказал о переменах, ожидающих нас в наступающем учебном году.
Доля образования в федеральном бюджете следующего года увеличится примерно на 15% по сравнению с текущим – с учетом инфляции и прироста ВВП. При этом в 2,5 раза увеличатся расходы на комплектование библиотечных фондов, на 68% возрастут ассигнования на закупку оборудования для вузов и на 40% – на ремонт зданий и общежитий вузов, ПТУ и техникумов.
С 1 сентября 2003 года возрастет размер академической стипендии, которая в сумме с социальной повысит благосостояние студентов на 1000 рублей ежемесячно.
Социальные стипендии выплачиваются мало-
обеспеченным студентам с 1 января нынешнего года, и, по убеждению министра, за ними большое будущее, что подтверждается мировым опытом. В 90% стран стипендия служит не средством поощрения за успехи в учебе, а пособием для материальной поддержки учащихся вузов и колледжей. Правда, о ее размерах В.Филиппов скромно умолчал.
Не забыли и о вузовских преподавателях: с 1 января втрое увеличатся доплаты за ученые степени и звания кандидатам и докторам наук.
А вот учителя смогут рассчитывать на пополнение своих кошельков лишь с 1 октября следующего года, когда в связи с отменой ЕТС и введением отраслевой системы оплаты труда их базовые оклады увеличатся на 33%.
Опыт нынешнего года со всей очевидностью показал, что решения об увеличении зарплаты учителям зачастую остаются на бумаге, оборачиваясь огромными прорехами в муниципальных бюджетах, которые срочно приходится латать за счет трансфертов из федеральной казны.
300 млн рублей в 2003 году будут израсходованы на приобретение спортинвентаря для школ. Вообще-то в сфере общего образования скопилось множество других актуальных проблем – от капитального ремонта зданий до катастрофической нехватки лабораторного оборудования и наглядных пособий, которые местные власти из-за скудости средств самостоятельно решить не в состоянии. Однако правительство намерено направить основные силы и средства на борьбу с безнадзорностью школьников и на укрепление их здоровья, изрядно потрепанного из-за учебных перегрузок.
С этой целью, кроме закупки лыж, футбольных мячей и т.д. на упомянутые выше 300 млн рублей, планируется увеличить количество часов на преподавание физкультуры на один час в неделю: отныне дети будут прыгать через козла и карабкаться по канату аж три урока в неделю вместо нынешних двух. А чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные учебные часы, подготовлено новое пособие для учителей по методике преподавания физкультуры, авторы которого рекомендуют акцентировать внимание не на сдаче нормативов, а на развитии двигательной активности детей.
Школьные спортзалы по указанию министерства должны работать до девяти часов вечера, в связи с чем разосланы письма в адрес директоров школ, глав администраций городов и районов поддержать эту идею. Как? Морально и материально. Ведь понятно, что детей в спортзалах без присмотра взрослых не оставишь (иначе какая это будет борьба с безнадзорностью?), а за дополнительные сверхурочные придется раскошелиться. Но даже если эти средства будут изысканы, послужат ли они достаточным стимулом для учителей физкультуры, привыкших к более высоким окладам охранников, руководителей секций по различным видам восточной борьбы и другим весомым дополнительным заработкам?
В общем, многие планы Министерства образования на поверку оказываются затратными, а потому весьма уязвимыми для критики.
Вместе с тем министр (равно как его заместители) в последнее время избегает публично анализировать совершенно очевидные ошибки руководимого им ведомства, предпочитая выдавать их за победы. Так, на пресс-конференции результаты эксперимента по введению ЕГЭ Владимир Филиппов охарактеризовал как успешные, несмотря на множество организационных, технических и других просчетов, обернувшихся стрессом для учащихся пилотных регионов.
Но ведь шила в мешке не утаишь: в наш бурный век информация об истинном положении дел неумолимо просачивается в Интернет и на страницы СМИ.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"