Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №55/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N56

Борис СОКОЛОВ

Русская философия в самом полном изложении

Зеньковский В.В. История русской философии.

Зеньковский В.В.
История русской философии.
М.: ЭКСМО-ПРЕСС; Фолио, 2001

До сих пор работа Зеньковского остается наиболее полной сводкой истории русской мысли, вышедшей из-под пера одного автора. По мнению Зеньковского, «ключ к диалектике русской философской мысли надо искать в проблеме секуляризма». Свободу исследования можно защищать, стоя на религиозной точке зрения, т.е. исходя из церковной традиции, но отдаваясь, по выражению Карсавина, «свободной стихии богословских исследований». Но можно и отвергать заранее религиозную установку и даже принципиально защищать всецелую автономию разума и тем самым неизбежно вступать на путь борьбы с религиозным освещением проблем жизни. Секуляризм на Западе пошел очень рано по второму пути, и вся история западной культуры развивалась под знаком борьбы с Церковью и решительного отвержения всего, что с какой-либо стороны может ограничить принцип «автономии» сфер культурного творчества». Русская же философия, как полагает Зеньковский, в наиболее плодотворной своей части испытала влияние первого направления секуляризма, не порывавшего с христианством. И до сих пор в русской философии «вокруг темы о соотношении свободы исследования и прав традиции, темы о «разуме» и «вере» еще идет внутренняя борьба, равновесие еще не найдено».
XVIII век Зеньковский считает прологом к собственно истории русской философии, XIX век вплоть до 70-х годов – первым периодом существования русской философии, до создания оригинальных философских систем, конец XIX и первые два десятилетия XX века, начиная с творчества Владимира Соловьева, – периодом создания оригинальных русских философских систем, и наконец, собственно XX век, период, когда сущность русской философии автор затрудняется определить однозначно. Строго говоря, конец XIX и начало XX века, время расцвета русской религиозной философии, нельзя назвать периодом создания философских систем, поскольку философия Соловьева и Бердяева, Булгакова и Флоренского, Шестова и Лосского как раз отличается отсутствием системы и во многом сближается с западноевропейским экзистенциализмом. К сожалению, вытесненная в эмиграцию, русская религиозная философия в середине XX века прекратила свое существование в качестве живой части мировой культуры, оставшись лишь ее величественным памятником. После же 1917 года философия в нашей стране характеризуется как развивающаяся в ситуации, когда «рядом с несвободной русской жизнью, принудительно сжатой и стесненной, есть огромное явление русской эмиграции, насчитывающей уже несколько миллионов и имеющей возможность развивать свое творчество в свободных условиях. К сожалению, надежды Зеньковского, что философы эмиграции продолжат духовный путь России, не сбылись. Лишенные родной почвы, в неонтологичном западном мире Бердяев, Булгаков, Шестов и др. не смогли оставить достойного поколения учеников. И сейчас русской философии как всемирно-исторического феномена не существует. Но как знать, не возродится ли она как феникс из пепла в XXI веке?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru