Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №55/2002

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
РОДИТЕЛЬСКИЕ УРОКИ 

Наталья ГАМАЮНОВА

Цена золотой рыбки

...Так надо ли сознательно приучать ребенка к трудностям? Или силы на их преодоление дает родительская любовь?

Вы никогда не обращали внимания, какой второй вопрос очень часто задают взрослые ребенку 3–4 лет, знакомясь с ним? Ну, сначала, естественно: «Как тебя зовут?» Моя дочь снимает панамку и радостно на всю улицу кричит: «Сашенька!» Потом крутит головой, чтобы ее получше рассмотрели и опять напяливает свою красную шапочку. Второй же предмет интереса повергает ее в уныние: «А в садик ты ходишь?» Сашка прячет глаза, отходит шага на два и молчит, упрямо сжав губы. Пожалуй, это единственная тема для разговора, которую не поддерживает моя дочь. А вот мне есть что рассказать. Не при ней, чтобы не травмировать еще раз. Чтобы не напоминать те осенние дни, которые она вот уже год не может забыть.
А случилось вот что. Сашке исполнилось три года, ей явно не хватало общения с детьми, меня ждала работа, и мы решили записаться в детский сад. Заведующая поставила условие – ребенка берем, но за «спонсорский взнос».
– Купите в сад аквариум.
– Хорошо. Только через две недели, когда Сашенька привыкнет и будет ходить в сад на полный день.
Накануне я сказала и потом еще раз пятнадцать повторила Сашке самые важные, как потом оказалось, слова:
– Сашенька, из сада можно уходить только с мамой и папой, больше ни с кем. Это первое правило. И второе правило: все, что будет тебя беспокоить, сразу рассказывай мне. Поняла?
Первый день в саду прошел гладко. Я пришла через три часа, Сашка удивилась.
– Я останусь.
– Но у тебя тут нет пижамки, чтобы спать.
– Хорошо, тогда завтра.
На следующий день я обнаружила, что дочь гуляет в незашнурованных ботинках и веревочка, которой были связаны варежки, оказалась поверх куртки. Сашка уже не собиралась оставаться, бросилась ко мне со слезами на глазах и всю дорогу домой рассказывала, как какой-то мальчик за завтраком отобрал у нее кусок хлеба. На четвертый день с утра она уже рыдала в своей кроватке: «Не пойду в сад».
Я сделала ошибку. Уговорила ее ехать. Дальше все происходило так быстро, что я перестала слушать свой внутренний голос, положившись на педагогический опыт преподавателей и умные книжки. Это было предательство с моей стороны. Боюсь, и через десять лет при воспоминании о том, как я оставила плачущую дочь в саду, послушавшись совета посторонних теток, пусть даже и «профессиональных воспитателей», сердце так же сожмется болью, как сейчас. Вот хроника событий того дня.
Я привезла Сашку в сад, она начала опять плакать. Заведующая посоветовала мне: уходите, она быстрее успокоится. Я знаю, что говорю, не первая она у меня такая. И я ушла. (Кстати, практически каждый ребенок плачет, оставаясь в саду без мамы. Некоторые – три дня, другие – долгие месяцы. Обычная картина: дитя рыдает, держась за мамину шею, а мускулистая воспитательница отдирает ребенка от мамы и запихивает в игровую комнату. В процесс привыкания к саду входят и бесконечные болезни – в среднем по два раза в месяц. Все это в педагогической науке считается нормой!)
Через час, уже из дому, я позвонила заведующей, чтобы узнать, как там Сашка, и услышала: «Все в порядке. Она сразу же успокоилась и пошла играть». Это стандартный ответ. «Все в порядке, ну, немножко похныкал. Да, все съел, чуть-чуть оставил. Играл, рисовал». Я приходила все эти дни за Сашкой днем и видела, что воспитатели родителям врут! Дети, у которых «все в порядке», стояли в сторонке и рыдали, причитая: «Где моя мама?», а воспитательница, на лице которой крупно написано: «Вы мне осточертели», не обращала на них никакого внимания.
Еще через час заведующая сняла трубку, и я услышала фоном к ее «алло» рев моей Сашки. «Это моя плачет?» Ответ: «Да, что-то захныкала, приезжайте».
Сашка бросилась ко мне на шею. От нее пахло, как от бомжа. Спрашиваю заведующую: «Ее стошнило?» Та смотрит на меня ясными глазами и говорит: «Нет, что вы, она же ничего не ела».
Сашка попросилась в туалет, и мы остались одни.
– Сашенька, что случилось? – Теперь уже вижу, что она даже не переодета! Следы рвоты на свитере и брюках.
– Да, мама, меня напоили за завтраком (то есть в девять утра!) каким-то противным, и у меня все вылилось!
Иду опять к заведующей, чтобы выяснить, чем ее напоили. И слышу ответ: «Что вы ее слушаете, она вам все врет!» – «Но моя девочка никогда мне не врет. Она, слава Богу, еще не знает, что это такое».
Первой «раскололась» нянечка. Рассказала, что Сашку действительно насильно напоили кофе, и ее вытошнило. Воспитательница все сухо подтвердила.
– Но почему вы ее не переодели?
– Было не во что.
– Но у вас же правило в саду – без запасной одежды ребенка не принимать! У нее все лежало в шкафчике.
– Ну извините.
Мы с Сашкой приехали домой. Первое, что она сказала, войдя в дом: «Мама, помой меня». Выкупалась, пообедала и заснула.
Я едва сдерживала слезы и ярость. Да, у воспитательницы их много, в тот день было девять человек в группе (хотя некоторые управляются и с двадцатью). Да, маленькая зарплата не располагает к работе. Но разве это повод для нормального человека не помочь ребенку в трудной ситуации? Я долго сидела у распахнутого окна, пытаясь справиться с комом в горле. Пытаясь понять.
На следующий день забрала Сашкины документы из сада, а свою трудовую книжку с работы. И думала, что история на этом закончится. Но ошибалась.
– Мама, а понедельник еще не скоро? – Сашка стояла около меня с виноватыми глазами и переминалась с ноги на ногу. Я никогда не видела ее такой.
– А почему ты спрашиваешь?
– Я не хочу в сад!
– Доченька, в сад ты больше никогда не пойдешь.
Меня потрясла ее реакция. Она молча повернулась и ушла в свою комнату. И там долго было просто тихо.
Сашка начала просыпаться по ночам и кричать: «Мама, почему ты ушла!» Во время прогулок не подходила даже к своим друзьям, держалась за мою руку. Ее рисунки стали черными.
Внешне мы сразу вернулись к тому образу жизни, который вели до сада. Но этого оказалось мало. Я постоянно была рядом (она стала отказываться побыть даже с бабушкой или папой) и просто молила Бога, чтобы не осталось в Сашкиной памяти грязного следа.
Спустя месяц Сашка предложила мне пойти на площадку, где играют дети: «А то скучно». Рисунки обрели цвет, она начала отпускать меня в магазин и по делам. И вдруг в альбоме опять появился абсолютно черный рисунок.
– Сашенька, что ты нарисовала?
– Это сад. Это воспитательница, это заведующая. Это папина машина, а это Сашенька. Воспитательница уговаривает Сашеньку остаться в саду, а Сашенька садится в машину и уезжает!
Последний всплеск.
Естественно, после этого случая я стала расспрашивать своих родителей, как отдавали в сад меня. Оказалось, что все было значительно проще – повезло с первой воспитательницей. Сложности начались последние полгода, когда пришла новая воспитательница и стала издеваться над детьми. Тогда родители меня забрали. Но вот в чем фокус. Мне было около четырех лет. Помню дом, свои игрушки, поездки в деревню и на юг, помню дом до мелочей, но время, проведенное в саду, как будто стерто ластиком. Неужели это феномен казармы, где жизнь строго по расписанию идет быстро и незаметно, без падений и взлетов? Если так, то Сашке, привыкшей к новому каждый день, ко сну и еде, когда захочется, было просто невыносимо оставаться там, где ее «строят».
И все-таки думаю, она смогла бы приспособиться, почувствовать плюсы общения с детьми и отсутствия мамы. Но она не успела даже осознать себя в новой ситуации. Ей сразу стало физически плохо. Нынешняя детсадовская система, к сожалению, не смогла защитить ее от элементарной нерадивости воспитателей.
А заведующая до сих пор мечтает об аквариуме. Какой малыш и какой ценой заплатит за золотых рыбок в голубоватой воде?
Сейчас лето, и, пока мы гуляем с Сашкой во дворе, мамы двухлетних детей делятся своими переживаниями по поводу того, что не успели записаться в сад, что заведующие просят слишком много «спонсорских» денег. Причем отнюдь не все мамы собираются на работу. На мой вопрос: «Зачем же сад?» – отвечают: «Надо же приучать ребенка к трудностям и самостоятельности!»
Как мне переубедить их? Как объяснить, что силы на борьбу с трудностями дает родительская любовь, родной дом, понимающие люди, друзья (а не соперники и жертвы, коими дети часто становятся в детсадовской обстановке). И если есть хоть малейшая возможность оставить ребенка дома, нужно ее использовать.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru