Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №55/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

СЕТЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
 

Елена ЛИТВЯК

Лаборатория нелогичной педагогики

“Диалог” – школа соучастия и интуиции

Познающее сердце

Знакомясь с новой школой, всегда испытываешь какой-то внутренний трепет. Она может оказаться обыкновенной добротной школой, ставящей своих учеников на ноги, а может – теплым, уютным клубом, где всем хорошо. Но самые замечательные из них те, в которых и учиться получается всерьез, и отношения выстраивать человеческие, развивающие совесть и разум. Сосновоборская школа “Диалог” под Петербургом – из их числа. Свободное учение без страха и принуждения, воспитание укладом – основной жизненный принцип, на котором она стоит уже десять лет. Вообще “Диалог” относится к тому редкому типу школ, где абсолютное большинство учителей с удовольствием формулируют идеи совместной жизни с детьми, постоянно задумываются над тем, куда и зачем двигаться. Наверное, это следствие рождения школы из практики психологических тренингов, которыми долгое время руководил Евгений Ефимович Кунин, в прошлом сотрудник институтов социологии и педагогики Академии наук СССР, участник клубного движения, руководитель консультационного центра для молодоженов, сейчас – консультант по управленческим вопросам в сфере частного предпринимательства, попечитель школы “Диалог”, один из отцов-основателей, вдохновителей. Этот элемент психологического комфорта, внимания к внутренней жизни человека особенно чувствуется. Именно внутренняя жизнь, а не внешние стимулы и реакции считаются здесь важными для построения образовательного процесса.
Кунин говорит: путь познания мира – не логическое понимание, а интуитивное постижение. Главный двигатель жизни – познающее сердце, живущее и действующее в человеке, питающее разум своими стремлениями. Есть хорошее русское слово “уразуметь”, то есть получить понимание как бы изнутри себя. Не понимал, не понимал и вдруг – раз! Заметьте, именно не “знал”, а “понимал”, глубочайшая разница. Если же информация всякого рода, минуя сердце, попадает сразу в голову, разум, руководящий человеческой жизнью, становится сухим рассудком, дающим команды, диктующим условия жизни. И ребенок превращается в “компьютерного” человека, бытие которого заранее задано, обусловлено обстоятельствами, у него не возникает необходимости в саморегуляции и сочувствии, потому что его жизнь управляется внешними законами.
То, что ребенок действительно уразумел, что осталось внутри него как свое, требует следующего шага – осуществления в действии, направляемом собственной волей И, надо сказать, у диалоговских детей с волей все в полном порядке – саморегуляция своих действий, выстраивание групповых отношений без дидактического участия взрослых на очень высоком уровне. Такой способ учения – “сердечная педагогика” – гораздо сложнее, чем внешнее усвоение разнообразной информации. Хотя и проще выглядит: никаких видимых глазу особенных изменений в процессе учения, разве что дети чаще сидят в кругу, лицом друг к другу, чем в затылок, за партами. Ученики “Диалога” с удивительной легкостью находят общий язык с младшими, старшими, однолетками, со взрослыми (что часто бывает существенным препятствием в общении в обычных школах). Но без панибратства, разболтанности, даже самые маленькие каким-то внутренним чутьем чувствуют границы другого человека, не переступая их, что особенно важно для такого, сердечного понимания процесса образования. Ведь, с одной стороны, именно в общении развивается сочувствие, соучастие, интуиция, но в общении же могут развиться и навыки приспособления, манипуляции, использования другого человека. Может быть, благодаря этой замечательной способности открытого, продуктивного, но бережного общения за десять лет жизни школы ее пространство, сфера педагогического влияния сильно расширились. Теперь в это образовательное сообщество включены педагоги из Москвы, Казани, Ухты. Самый настоящий диалог получается. Многие воспитанники Казанского университета попросту переехали жить в Сосновый Бор, преподают там точные науки. А летом, когда собирается школьный палаточный лагерь, размеры этого сообщества видны воочию – в школе двадцать пять детей, а в лагере – почти сто. И это еще не все смогли приехать.

Радость самостоятельности

Есть и другие темы в педагогике, в которых Кунин и вообще все взрослые “Диалога” стоят на непривычных многим позициях. Вот, например, радость. “Школа радости” часто понимается сейчас как возможность постоянно развлекать, веселить ребенка, всячески облегчая процесс учения. Но к радости это не имеет никакого отношения, считает Евгений Ефимович. Постоянное удовольствие, легкость жизни порождают у ребенка все возрастающую потребность в награде, похвале, положительных ощущениях, идущих извне. Он как бы отключается от всего трагического разнообразия мира, дающего ему возможность развиваться, и замыкается в себе и в тех предметах и обстоятельствах, которые сулят ему удовольствие. Сфера его самостоятельной деятельности существенно сужается, все трудное (требующее труда, усилия, движения) становится опасным, беспокоящим элементом жизни, от которого всячески надо избавляться. Педагогика радости совсем другая. Это педагогика полного, глубокого переживания происходящего, погружение в событие, человека, деятельность, а не плавание на поверхности. Это действительно сложная деятельность, требующая усилий, но и приносящая подлинную радость. Воспитываемый так, человек привыкает даже трудные вещи делать с удовольствием и уж точно не требует наград как дополнение к радости, а хочет творить и творить, не нуждаясь в дополнительных стимулах. Об этом хорошо знали коммунары шестидесятых, Сухомлинский. Этим пониманием радости руководствуется в своей деятельной педагогике Михаил Щетинин, когда его ученики строят настоящие дома, в которых потом учатся и живут. Так же устроена жизнь и в “Диалоге”, где стараются воспитывать “делателей”, как говорит Кунин, участников жизни, а не зрителей, где главная причина радости – возможность самостоятельного, осмысленного, нужного кому-то действия. Поэтому ребята учатся здесь всерьез, сдают экстерном экзамены и поступают в петербургские вузы на сложные факультеты. Поэтому даже самые маленькие участники ежегодного летнего школьного палаточного лагеря “Ладога” в одной из красивейших бухт Ладожского озера вместе со старшими заготавливают дрова, готовят пищу на всех, по силам участвуют в работах по обустройству пространства жизни. Вообще этот лагерь словно бы квинтэссенция образовательных усилий взрослых за год и некая маленькая лаборатория, где разрабатываются под ладожскими соснами новые образовательные траектории для осени, зимы и весны в городе.

Педагогика лесного озера

В “Ладоге” сохраняется разновозрастный принцип образования детских групп, который существует в школе. Там, в городе, учебный процесс организуется для младших, средних и старших, образующих не классы, а семейки. Этот семейный принцип действует и на Ладоге. Вообще тема настоящей, крепкой семьи – постоянная в разговорах и мыслях взрослых, множество семинаров так или иначе связаны с ней. А лучшее подтверждение серьезной приверженности семейным ценностям – множество детей в лагере, начиная с младенческого возраста. У каждой такой разновозрастной семейки – “костра” есть хозяин и хозяйка, как во всяком хорошем доме. Они – хранители тепла, уклада, добрых отношений, советчики, помощники, меньше всего – учителя, обремененные информацией. Хотя в “кострах” работают и литературные, керамические, швейные, столярные мастерские, выпускают рукописную газету, читают по очереди для всех книгу с продолжением. Но жесткой программы нет, и это главное, считает Кунин. Важно, чтобы все образовательные инициативы вырастали как бы изнутри, шли от самих детей, а взрослые лишь придавали бы им культурные формы, если это требуется. Более того, взрослые часто готовы пойти на настоящую провокацию – не предлагать детям вообще ничего. Проверено – из чудовищного безделья, в котором они на радостях оказываются, им хочется скорее вырваться, что-то сотворить, благо лес, озеро таят в себе множество возможностей. И когда взрослые чувствуют, что желание творения прямо-таки распирает ребят, они невзначай предлагают: “А давайте сделаем…” Или дети сами развивают бурную активность, исследуя соседние бухты, строя шалаши, блуждая по лесу. Но важно, что никто никому ничего не велит (кроме разве исполнения тех обязательств, которые связаны с жизнеобеспечением лагеря). Ребенок может весь месяц просто бродить по лесу, забираться помечтать на громадный валун – Маринин камень или приносить каждое утро ведерко черники к завтраку. Но при этом нет ощущения разболтанных детей, слоняющихся без дела, изнывающих от скуки.
В школе жизнь устроена подобным же образом – многие образовательные действия нарочно происходят в ней только потому, что дети попросили, а без этого ничего могло и не случиться. В этом, наверное, и состоит педагогическое искусство, чтобы все происходило как бы само собой, чтобы детская потребность в культуре, в образовании были бы не следствием утомительной пропаганды, а настоящей духовной жаждой. Но если уж попросили, то давайте работать по полной программе – еще один непреложный диалоговский закон. Оттого подростки с таким усердием одолевают дифференциалы и интегралы (как же – преподаватель приезжает из Петербурга, затратив на дорогу несколько часов, они же сами его и вызывали), ребята помладше старательно переписывают по-славянски древнерусские летописи, развивая чувство языка, в школе много читают, путешествуют.
Конечно, такая одновременно глубокая, нежная, спокойная и, с другой стороны, совершенно свободная жизнь возможна только в небольшом коллективе, семейке, общине. Но так и задумывалась эта школа
на двадцать пять учеников, где родители учат собственных детей и их друзей, где
и педагогические кадры подбираются не только по принципу формального профессионализма, но и душевного совпадения, созвучия педагогических представлений. Где школа рассматривается как место для собственного роста, пространство жизни и судьбы каждого ее обитателя.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru