Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №55/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

СЕТЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
 

Семейно-клубная школа

В прошлом году, если помните, мы очень активно обсуждали статью Анатолия Цирульникова ( № 2 от 12 января 2002 года) о появлении в отечественном образовании структур нового типа – самодеятельных, выросших изнутри педагогического процесса объединений, ассоциаций педагогов, работающих в одном ключе, часто параллельно официальным структурам. У таких объединений, реальных или пока виртуальных, есть свой круг проблем, свои достижения, свой особенный образ жизни и педагогики. На глазок можно выделить сразу несколько – вальдорфские и монтессори-школы, школы развивающего обучения, семейные и клубные школы, православные, школы с предметной специализацией, военные школы, классические гимназии, реабилитационные центры…
Их много, они все разные, все -явления на педагогическом небосклоне. И мы решили посвятить в этом году целую полосу обзору-исследованию таких “сетевых школ”, чтобы понять, сколько на самом деле разных образовательных систем существует в нашей стране. Чтобы родители могли выбирать школу для ребенка более осознанно, учителя – ориентироваться в педагогических реалиях нынешнего времени более отчетливо, образовательные управленцы – воспринимать их более серьезно, чем прежде.
И начнем мы со школ, часто более всего на школы не похожих – семейного, клубного типа. Школ, созданных родителями для своих детей, располагающихся по большей части совсем не в школьных помещениях, имеющих совершенно иные базовые образовательные ценности. Главными здесь признаются бережные отношения между всеми участниками образовательного процесса, активное общение, создание атмосферы, уклада школы, приближенного к человеческому, семейному, домашнему, по образу дружеского круга. На втором месте – получение знаний через личный опыт и активное действие, вовлечение в образовательный процесс всех сторон человеческой личности, а не только интеллекта, реальное, а не дидактическое делание, проживание культуры, а не ее изучение. Как правило, в таких школах не больше пятидесяти (в редких случаях – ста) детей, ровно столько, чтобы все знали друг друга в лицо и, постоянно пересекаясь, сотрудничали по разным поводам. При увеличении числа учеников часто семейно-клубный характер утрачивается, что становится причиной некоторой тревожности и потребности пересмотреть образовательный процесс. Проблем у таких школ не меньше, чем у других, только они иного свойства. Педагогам требуется особая внимательность и душевная выносливость, для того чтобы постоянно поддерживать сложившиеся отношения, существенной проблемой (особенно перед выпуском) часто становится необходимость вживания детей в условия совершенно иной окружающей среды, чем та, к которой они привыкли в своей маленькой школе. Но самая главная педагогическая задача здесь – вырастить во взрослых и детях внутренний голос совести, управляющий словами и поступками, научающий ответственности, потому что внешних стимулов к исполнительности и послушанию в таких школах, как правило, практически нет. Все держится на общем желании счастливо и интересно жить. О том, как это происходит, читайте, пожалуйста, в первом выпуске нашей новой полосы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru