Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №54/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ВНЕКЛАССНЫЙ ЧАС 
 

Образование, жизнь ребенка не могут ограничиться стенами школы, они должны наполняться всем тем, что предлагает мир. Музеи, которые наверняка есть неподалеку, интересные, увлеченные люди, способные увлечь и детей.
Лето и осень – самые экскурсионные, выездные сезоны. И погода приятная, и сил еще много, и времени пока хватает, до всяких экзаменов, сложных контрольных – целый год. К тому же именно в сентябре мы, учителя-предметники, классные руководители, начинаем задумываться о плане культурно-массовой работы, начинаем звонить в музеи, заказывать отдельные занятия или целые циклы лекций. А мы, родители, ищем для своих детей подходящие кружки и секции. Так, чтобы интересно, полезно, чтобы в помощь программе, чтобы все сплеталось в единое целое.
Какой замечательно необычной станет наша жизнь! Не стоит осторожничать, предвидеть организационные проблемы, равнодушие окружающих. Многое можно сделать самим, можно найти единомышленников. Как вы увидите из сегодняшних материалов, даже традиционно строгие музейные работники готовы идти навстречу нашим, а главное, детским потребностям. И, сменив гнев на милость, они разрешат трогать руками, подходить близко, отставать от группы. А традиционные «кружководы-хореографы» могут оказаться путешественниками во времени. Давайте вместе искать новые возможности раздвинуть рамки и границы, выйти из маленького школьного кабинета…
Именно хорошее образование делает человека по-настоящему любопытным, точнее, любознательным, открытым новым впечатлениям. И вообще образование – это не то, что мы знаем и умеем, а то, что хотим узнать и чему можем научиться.

Елена ЛИТВЯК

Веселое место – музей

Только не смейтесь, пожалуйста. Я действительно в этом абсолютно уверена: музей – веселое место. Особенно музей краеведческий в маленьком городе, селе, поселке, где все всех знают. Это в большой и важной Москве в Третьяковке или Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина нужно изо всех сил соблюдать благоговейную тишину, бродить по залам неспешно, наслаждаясь шедеврами мастеров. Иначе невозможно – народу много, поднимется невообразимый шум, да и с шедеврами может что-нибудь произойти. И взрослые, и маленькие посетители принимают это как само собой разумеющееся. Ничего не поделаешь, таковы правила игры под названием “посещение музея”.
Особенно жалко деток, им-то, бедным, очень все интересно, но невероятно трудно – картины часто висят слишком высоко, поскольку рассчитаны на взрослое восприятие, и нет сил долго стоять неподвижно, выслушивая длинные рассказы экскурсовода. Конечно, есть дети, которым и это нравится. Но таких мало, их, как правило, с младых ногтей родители приобщают к культуре, водя в музеи и театры. А остальные, обыкновенные дети, которых в каждой школе целые классы? Они, что же, так и вырастут с ощущением, что музей – это тоска зеленая?
Совсем не то хороший краеведческий музей. Это настоящее исключение из музейных правил. При желании он может стать самым уютным, веселым и привлекательным для детей местом в городе. А в некоторых случаях – существенно дополнить и даже заменить привычные школьные уроки. Почему именно краеведческий? Да потому, что экспонаты, с которыми сталкивается здесь ребенок, часто тесно связаны с его повседневной жизнью. Например, часть экспозиции, посвященная крестьянскому быту, традиционным занятиям местного населения. Сколько прялок, корчаг и прочих привлекательных вещей видит детский глаз! Дома (или у бабушки в деревне) часто они валяются за ненадобностью на чердаке или в сарае или ими пользуется только бабушка. А тут на почетном месте, снабжены ярлычками. Ребенок удивлен: почему такой почет этим простым вещам? Удивление, вопрос, восторг – главные движущие силы детского образования. Я бы даже сказала – самообразования. Потому что удивленный ребенок сам страшно заинтересован все узнавать. Теперь главное – разрешить трогать руками, показать, как с этим предметом действовать, рассказать невероятную легенду, которая случилась или (даже!) могла случиться. Почему я допускаю такой неисторический подход? Потому что дети часто не отличают реальную историю от байки, былички, сказки. И я не думаю, что это однозначно плохо. Ведь ребенок, как известно, мыслит образами. И пусть не запомнит дату события, зато воображение сбережет душу факта, и он навсегда остается в памяти.
Думается, в краеведческом музее должна быть отдельная детская программа, отдельный сотрудник – музейный педагог. Именно на его плечи ляжет столь трудная задача – пройти по экспозиции, окинув ее взглядом ребенка – пятилетнего, семилетнего, десятилетнего, двенадцатилетнего, – и увидеть, что ему было бы интересно, подумать, как это открыть, в каких формах. Я не случайно назвала сейчас разные возрастные группы. Разные возрасты – разные интересы. Детей вообще попросту нет. Они всегда конкретные, непоседливые, живые. Причем чем младше, тем активнее в своих познавательных запросах, и это придется учитывать.
Следовательно, требуется не только историк, но и педагог, воспитатель, “музейный дядька”, который действительно выпестует в ребенке музейную страсть. Наверное, это должны быть два человека или три. Одному все-таки сложно.

Урок с экспонатами

“Вот это да!” – закричат дети. “Совершенно невозможно!” – скажут взрослые. Ну конечно, совсем школу отменить невозможно. Но вполне реально проводить в музее уроки по многим школьным предметам. В условиях краеведческого музея это как минимум история и литература, начиная с пятого класса. Делать ничего особенного не нужно. Нет энциклопедий, ничего, возьмем обычные школьные учебники, ручки и тетрадки. Проведем урок о крестьянском быте. Заранее дадим задание выписать из параграфа все новые, незнакомые слова. И установим правило: со всеми вопросами обращаться только к музейным сотрудникам. Попросим выбрать пять самых интересных для каждого экспонатов, ощупать, нарисовать и объяснить (письменно, устно) их значение. Тут опять потребуется помощь музейных сотрудников. Еще задание: расспросить сотрудников на предмет легенд и романтических историй. По возвращении в класс каждый мастерит (лепит, клеит) свои экспонаты (кстати, подходящее задание для домашней работы). В конце концов в классе, на партах устраивается маленькая музейная экспозиция, а ребята рассказывают, что узнали и запомнили. Согласитесь, так веселее (а значит, интереснее) учить родную историю! Вопрос о следующих уроках в музее, я думаю, возникнет сам собой и довольно быстро.
А если кого смущают сложности: договариваться со школьной администрацией, менять расписание, скажу: знание, полученное ребенком на эмоциональном подъеме, останется с ним навсегда. В отличие от сотен арифметических задач и километров грамматических упражнений.

Детский клуб

“Музей – это место встречи” – так, кажется, сказал мой друг и коллега американский антрополог Дуглас Роджерс. Место встречи со своей культурой, своим прошлым. Но это для взрослых. У ребенка нет прошлого, да и культуры в общем-то тоже еще маловато. Зато ему абсолютно необходимо встречаться с умными, яркими людьми и с самим собой. Для этого нужен клуб, музейный клуб. В нем может быть множество кружков (краеведение, музейное дело, фольклор, ремесла – все на основе реальной музейной экспозиции), которые запросто могут вести не только музейные сотрудники, но и молодые учителя, и даже родители. Музей может стать социальным центром, где дети увидят нормальные, добрые человеческие отношения (согласимся – не каждый из них видит это дома), а для подростков еще и местом социального самоопределения. Может быть, кто-то из них выберет своей профессией музейное дело или захочет поступить на истфак университета. Все зависит от духа, которым будем напитан музей.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru