Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №52/2002

Первая тетрадь. Политика образования
ЗАРУБЕЖНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР
ВЫПУСК 5. ИГРЫ И ПРОЕКТЫ

Карин Нойшюц прежде всего мама троих детей, а потом уже известный шведский психолог, педагог, автор нескольких популярных книг. Именно на основании собственного семейного опыта она рассказывает в представляемой книге, как играть с детьми в куклы. Занятие несолидное с точки зрения многих взрослых, но абсолютно необходимое, если заботишься о развитии фантазии и творческого, личностного потенциала ребенка.  Игры с куклами невероятно емки – через свое второе, кукольное «я» мы обретаем способности, которыми не обладаем, и попадаем во времена, которые уже миновали или еще наступят.
Ребенку нужны не дорогие покупные игрушки, а самодельные, дающие простор фантазии. Если нет шерсти или ткани, чтобы сделать куклу, можно взять все, что случайно окажется под рукой, – камень, палочку, немного мха. А уж если и этого нет, тогда пусть играют пальцы.

Карин НОЙШЮЦ

Оживи куклу

Сказки наших глаз

Игра на пальцах
Руками и пальцами мы можем выразить очень-очень многое – например, что мы усердные, работящие люди, что мы любим друг друга, что мы взволнованы или заинтересованы...
С помощью пальцев мы можем устроить и наш самый первый «театр»: тени на стене или шагающего слона, который хоботом (то бишь средним пальцем) ищет воду в сложенной горстью Лизиной ладошке.
Вечером, когда маленькой Лизе пора спать, как чудесно, если мамины пальцы легонько пробегут по ее головке и щекам под аккомпанемент какого-нибудь стишка. Мама рядом, и ее руки показывают, как она любит дочку. Лизе нужен надежный провожатый в мир снов, тогда она решится отпустить день.
Одна мама подарила маленькому сыну магнитофон с записью его любимой сказки.
– Ну, ты рад? Теперь можно слушать сколько хочешь.
Мальчик ответил:
– Но, мама... у магнитофона ведь нет коленей!
Когда Лиза забирается к маме на руки, а ее мягкие волосы невзначай касаются маминого лица и мама ощущает ее тепло – тогда приходит песня. Она нарастает под ритмичное покачивание или дурашливые прыжки у мамы на коленях.
Не только песни, и сказки, и различные истории оживают на коленях у мамы или папы. Можно взять куклу Лизы и устроить театр у нее на коленках, у себя на ноге или на полу. Уютный домашний театр! Широкая одноцветная юбка – прекрасный фон для выступления куклы.
Если я завернусь в одеяло, повсюду образуются таинственные пещеры и укрытия. Мое собственное тело обладает уникальной способностью к сценическим превращениям. Если я подтяну колени, образуется горка для катания. Если скрещу ноги, у куклы будет укрепленный замок. И в папином костюме есть куда заползти, я уж не говорю о его шляпе!

В мыльнице по океану...
Целыми днями Лиза активно общается с вещами – то практично и деловито, то проявляя бездну выдумки. Ей нравится все конкретное, очевидное, понятное.
Если у Лизы достаточно времени, чтобы познакомиться со своими игрушками и ближайшим окружением, она в состоянии заметить, как меняется сама – по контрасту с привычным фоном. Любимая старая кукла или грузовик всегда одинаковы. А сама Лиза растет, как гриб после дождя, чуть не на десять сантиметров в год. Руки становятся больше и ловчее, расстояние до пола увеличивается. Меняться и прекрасно, и тревожно. Чтобы справиться с быстрым развитием, Лизе очень пригодится спокойная уверенность, какую дают привычные игры.
Лизу увлекает мысль о том, что могло бы статься, превратись она в гномика. Или повстречайся ей в лесу гномик – он бы точно подумал, что перед ним великан! Лиза любит слушать коротенькие истории о гномике, который живет под лестницей и вылезает в сумерках поискать на полу крошки хлеба. Одна такая крошка от Лизиного бутерброда – для него целая булочка!
Когда мы познакомились с этим сказочным персонажем, самое время сделать куколку, которая сыграет роль гномика и отправится по дому на поиски приключений. Жилище себе она устроит в ботинке, вскарабкается на домашний цветок и переплывет в мыльнице безбрежную раковину умывальника. Такие воображаемые путешествия помогают Лизе понять реальный мир.
А если наш гномик вспрыгнет на журнальный стол, то получится настольный театр!

Переодетая рука
Лиза нарядилась. Надвинула на уши большую шапку, обмотала вокруг живота одеяльце и засунула ноги в папины выходные ботинки. Шлеп, шлеп – топочет она. Не проходит и нескольких минут, как она превращается в кошку.
Менять роли, когда только-только начинаешь понимать, кто ты есть. Проверять себя в разных обликах, ненадолго преображаясь в то или иное существо, – так Лиза познает жизнь!
Продолжением этого переодевания является игра с верховыми куклами, которые надеваются на руку. Мы заползаем в шкуру древнего старика, веселой девочки, отвратительного колдуна или страшного волка. Набираемся смелости и превращаемся в чудовище, тупоумного тролля, говорим их голосом.
Когда Лиза достигает школьного возраста, пора появиться на сцене Касперу-Петрушке и ему подобным, так как девочке по силам следить за более продолжительными диалогами. В традиционном исполнении Каспер – персонаж замечательный. Он высказывает то наивные, то хитрющие замечания обо всей будничной жизни. Подтрунивает над учителем – своим собственным! Подшучивает над бедной женой и придумывает тысячи уловок, чтобы не убираться, не мыть посуду и отлынивать от поручений.
Каспер позвякивает бубенчиками на шапке и часто обращается к зрителям за добрым советом.
Представление ручных кукол строится на участии детей, которые становятся со-творцами в импровизированных беседах, возникающих в рамках заранее придуманной истории.
Персонажи такого театра имеют карикатурно утрированные черты лица. У любопытного Каспера конечно же немыслимо длинный нос, который он сует повсюду.
В девять–двенадцать лет юмор у Лизы и восприятие иронии и карикатуры начинают приближаться к взрослому уровню. Теперь она способна оценить “соль” рассказа и уже не пугается гротескных преувеличений.
По-настоящему Каспер забавляет только тех детей, которые сами уже кое-что знают об уборке квартиры и другой домашней работе и о том, что положено делать школьнику. Только когда Лиза со всем этим знакома и чувствует себя в безопасности под защитой правил и норм дома и в школе, Каспер выступает во всем своем блеске, беззастенчиво перевирая все и вся.
Став школьницей, Лиза достигла такой степени самостоятельности, что вполне может найти себе место в группе сверстников и перенести часть любви к родителям на учителя. В эмоциональном плане ее теперь очень сильно трогает и волнует личность взрослого.

Внутренние образы
Школьница Лиза часто сидит совсем тихо и на первый взгляд ничего не делает. Но если бы мы могли заглянуть в ее внутренний мир, каких только грез, воспоминаний и фантастических видений мы бы там ни нашли! Внутренние образы живут собственной тайной жизнью, и новую пищу им дают, в частности, уроки в школе.
Преподавание – это раскрытие чуда жизни! Если маленькая Лиза слышала много сказок, часто вела задушевные беседы с родителями, ей легче воспринимать слова учителя и вживаться в то, что он говорит.
Сейчас учителя часто сталкиваются с детьми, которые совершенно не умеют сидеть спокойно и слушать. Видимо, у них внутри гнездится огромное беспокойство, и они не в состоянии связать то, что говорит учитель, с определенными представлениями. Некоторые дети настолько перегружены видеообразами и одновременно, когда были маленькими, недополучили столько заботливого тепла и недоиспользовали столько собственной физической активности, что вообще не могут справиться с учебой в школе. Они как бы утратили способность внутреннего видения. Не умеют они и слушать других. Должно произойти нечто из ряда вон выходящее, чтобы они начали воспринимать урок.
Школьный возраст – это время внутренних образов, когда духовная жизнь человека особенно пластична. Лиза рвется узнать, что за великие дела люди совершали в прошлом, хочет получить знания о жизни на Земле. Лизу увлекают и страшные фантазии, и радужные картинки будущего... По мере взросления они меняются. Сама жизнь и растущее приобщение ребенка к действительности вносят в них поправки. Но детям важны образы, получаемые из личного общения, а не чужие, являемые современной техникой.
Кукольный театр – прекрасное средство образного воплощения интересных историй как в домашних условиях, так и в школе. Детей, которым трудно слушать, увлекает движение кукол, причем их фантазия не попадает в рабскую зависимость от готовых образов.
Школьники могут сами изготовить куклы, с которыми они потом будут играть и, может быть, даже говорить на иностранном языке.
Кукольная мастерская
Дорогой читатель, оглядись вокруг. Есть ли в доме что-нибудь подходящее для кукольного представления? Зеленое одеяло или старая простыня, чтобы накрыть стол? Одноцветная скатерть, целую вечность пролежавшая без употребления, – не сгодится ли она на кулисы в твоем театре?
Если мы заведем привычку не выбрасывать старую одноцветную одежду и лоскутья, то постепенно накопим в гардеробе необходимые запасы. Бабушкины шелковые шали, блестящие нижние юбки, тонкие занавески, старые шерстяные кофты и мягкие футболки – все прекрасно подходит!
Конечно, домашняя мастерская возможна при условии, что время от времени позволяется вытаскивать собранное и кучей сваливать вокруг.
В школах, детских садах и клубах такие запасы могут отчасти образоваться из той одежды, которую дети забывают или теряют и которая остается невостребованной.
А теперь, когда мы считаем, что у нас есть все необходимое, остается только начать! Выберите сказку или песню себе по вкусу. На самом деле не так уж трудно превратить текст в кукольный спектакль.

Простые игры с куклами
В детском саду или клубе можно устроить на столе постоянную сцену – ландшафт из ткани с размещенными на нем куклами. Каждый день в час сказки детям рассказывают, что произошло с куклами дальше. Прослушав очередной эпизод, малыши могут подойти к столу и разыграть только что услышанное. Таким образом, получается своего рода повседневный театр, который без особых приготовлений легко вписывается в распорядок.
На уроках труда в 4–6 классах средней школы дети могут сделать куклы для спектакля, который они выбрали вместе с учителем-предметником, например, на какую-нибудь историческую тему. Когда куклы готовы, можно на уроках родного языка отработать текст и декламацию, чтобы затем собрать все воедино и устроить представление для другого класса. Легко подключить и другие предметы, пусть, например, куклы заговорят на иностранном языке. Изготовление комплекта марионеток и ручных кукол – хорошее задание на учебный год для целого класса.
Совсем здорово, если группа школьников в качестве подарка разыграет кукольное представление для младшего класса или для дошкольников.
Разница между фильмом и кукольным театром необычайно велика. Фильм плоский. Ему не хватает целого пространственного измерения. Он чужой. Зачастую у него нет точек соприкосновения с теми конкретными детьми, которые его смотрят.
Когда мы разыгрываем кукольное представление дома или в детском саду, мы обращаемся именно к собравшимся там детям. Игра захватывает их – здесь и сейчас, непосредственно в их собственной жизни.

Сказка превращается в спектакль
При выборе сказки и вида кукольного театра необходимо учитывать, какие образы представлены в сказке и какова ее динамика.
Когда мальчик отправляется в широкий мир и переживает там множество приключений, хорошо подходит настольный театр, позволяющий передать именно движение (по столу). В театре ручных кукол нам наверняка придется менять кулисы, чтобы показать перемену места действия. А вот в дверном проеме удобно изображать вертикальные движения: нижнее отверстие в занавеске позволяет показать, как персонаж ныряет в море или спускается под землю.
Сказки, построенные на уморительных диалогах, как по заказу, созданы для ручных кукол.
При выборе пьесы важно учесть, сколько в ней ролей. Хватит ли времени сделать все куклы? Если нет, нужна пьеса с небольшим количеством действующих лиц. Ведь один кукловод может одновременно держать только двух кукол.
Если в сказке есть эпизоды с большим скоплением персонажей, надо придумать, как представить это на сцене. Можно повесить несколько простых кукол на плечики или планку так, чтобы ими управлял один человек.
Хлопотно, когда за сценой много кукловодов. Для большинства представлений достаточно двух. Иногда что-нибудь простенькое может взять на себя рассказчик, например, протащить на тонкой нитке лодку, в которой кто-нибудь плывет через озеро.
В кукольном театре очень эффектно выглядят изменения погоды. Развевающиеся разноцветные полоски вуали изображают порывы ветра. Падающий снег покрывает землю (тонкая белая занавеска как бы парит, опускаясь на сцену). Когда растет трава, мы постепенно надвигаем на стол зеленую скатерть.
Можно также медленно “уронить” тонкую ткань между зрителями и сценой, чтобы показать, что опускаются сумерки или должно произойти нечто особенно таинственное.
Весьма благодарный материал для театра марионеток – сказки, в которых летают птицы или бабочки (например, “Гуси-лебеди”), поскольку использование воздушного пространства над сценой позволяет создать полную иллюзию полета.
Когда дети уже в зале, у нас есть возможность повлиять на их отношение к спектаклю. Если мы крикнем: “Сюда! Быстрей, черт возьми, ведь сейчас будет кукольный спектакль, неужели не ясно!” – будничным голосом, примерно таким, каким заставляем ребенка чистить зубы или подгоняем на автобус, то совершенно очевидно, что мы воспользовались ситуацией не лучшим образом!

План и импровизация
Кукольный театр, охватывающий все, от чистой импровизации до точно заученного текста, позволяет нам тренировать многие стороны нашей натуры.
Человек, который всегда планирует свое время по часам, обычно не способен к импровизации. Он наденет защитную маску оскорбленного, если кто-то попытается заставить его без подготовки выступить в спектакле. И напротив, он будет счастлив участвовать в тщательно подготовленном спектакле с точным расписанием репетиций, отпечатанной программой и предварительной продажей билетов!
Натура более богемная, привыкшая перескакивать от одной смелой авантюры к другой, любит играть с Каспером-Петрушкой. Ей по силам придумать невероятно смешные ситуации. Ведь такой импровизатор неоднократно выпутывался из неожиданных ситуаций и набрался опыта в самых разных областях жизни. Все это Касперу на пользу.
Если два столь различных таланта встретятся и, прилежно упражняясь, сблизят свои стили, то оба от этого только выиграют. Привыкший жить по плану будет вынужден играть роль без подробного текста или с ходу заменять другого актера (так, кстати, начали свой путь многие выдающиеся кукловоды). А веселый импровизатор с не меньшим удовлетворением будет придерживаться предложенного текста роли.
Тревожный ребенок предпочитает не играть совсем, чем подвергаться опасности уничтожающей критики! Иногда ему легче играть, скрывшись за покрывалом! Такому человеку значительно спокойнее в кукольном театре, нежели в обычном, где надо самому выходить на сцену.

Движения кукол
Сложной в любом кукольном театре (и здесь требуется специальная тренировка) является ситуация, когда одному кукловоду приходится держать несколько кукол. Опасность заключается в том, что кукла, на которой он в данный момент не концентрирует внимание, может выпасть из роли. Поэтому неопытному человеку лучше всего играть только одной куклой.
На репетициях кукольного представления полезно использовать зеркало, которое устанавливается перед сценой так, чтобы куклы были хорошо видны. Ведь именно жесты кукол – основа спектакля. В движении куклы оживают!
Упражняясь, научите куклу смиренно кланяться, благодарить, махать на прощание, смотреть вдаль, вздрагивать, пугаться, уставать и сникать, бодро вставать после отдыха и смело шагать в широкий мир.
Типичная ошибка новичка состоит в том, что куклы у него делают слишком резкие движения. Принц, скачущий по сцене, теряет все свое достоинство. Ведьма, напротив, может и прыгать, и даже ползать. Тот, у кого чистые намерения, ходит выпрямившись. А скупой и коварный сутулится, и походка у него причудливая.
Кукла, которая в данный момент говорит, должна двигаться и жестикулировать, а “слушатели” ее остаются неподвижны. Если упустить это из виду и если за всех кукол говорит только один человек, может получиться полная неразбериха.
Кукла должна быть прочной, но не переусердствуйте: излишняя “прочность” швов не на пользу гибкости. Кончайте шить, как только убедитесь, что она не рассыплется.

Тело – “сцена”
Играя с ребенком куклами-напальчниками, мы действительно устраиваем интимно-уютный театр. Кукла-малышка на моем пальце забирается ребенку в ладонь, живет в кармане, выглядывает у меня из-за уха, мужественно крадется по коленям...
Куклы-напальчники или небольшие стоячие куклы можно разместить в стратегических точках будничного окружения, например, возле стаканчика с зубными щетками, чтобы помочь Лизе выдавить зубную пасту, или в ботинке, чтобы проследить, как завязывается бантик. Если в бабушкиной сумке живет Гномик, то ее приход будет еще желаннее. Если у нас в кармане пальто сидит кукла-напальчник, скука в очередях нам не грозит.
Стоячие куклы тоже могут найти место для выступления практически где угодно – на пустой полке, на столе, на спинке дивана, на коленях.
Можно усадить несколько ребятишек полукругом, накрыть колени покрывалом и пустить куклу от одного к другому. Только покрывало или плед должны быть одноцветными, иначе они будут отвлекать.

Настольный театр
Для настольного театра прежде всего, разумеется, нужен стол. Причем довольно низкий, но длинный, во всю ширину комнаты.
Но у нас нет такого стола, скажете вы. Тогда можно подставить стулья или табуретки либо опрокинуть два стула набок, а сверху положить длинные доски, сиденье кухонного дивана, столешницу или листы картона. А возможно, у вас есть письменные столы со съемными крышками? Подойдет и походная кровать-раскладушка.
Если вообще нет ничего подходящего, можно прекрасно играть и на полу – примерно для двух десятков зрителей. Расстелите под покрывалом матрац и бросьте несколько подушек. Возможно, вести кукол придется стоя на коленях. (Запаситесь для этого подушкой.)
Устраивая сцену, надо заранее знать, какую пьесу вы будете ставить. Может быть, как в “Морозко”, на одном конце сцены должен выситься негостеприимный горный массив. Переверните стул и накройте его белой простыней. Пологий склон можно сделать, подложив под нее свернутое одеяло. Для создания возвышенностей вполне годятся подушки, кубики, сумки, сапоги, абажуры, корзины для бумаг...
Вход в подземное царство будет на стыке двух маленьких столов.
Итак, сцену мы покрываем тканью. Максимально используя чистые, естественные материалы, получаем и прекрасные оттенки, и отличный общий вид. Зеленый шерстяной плед – фон для леса, а блестящий шелк или подкладочная ткань – для замка или жилища лесных фей.
Ищите в сундуках одноцветные ткани!
Вниз кладутся большие куски материи, а сверху – близкие по тону лоскутья меньшего размера. Все скрепляется булавками.
Из картона можно вырезать силуэт леса и поместить его на заднике, накрыв тканью и прикрепив булавками к основе. Проследите, чтобы все было достаточно устойчиво. Можно использовать в качестве задника и спинку стула. На нее удобно вешать куклы, тогда во время представления они всегда будут под рукой. Можно сделать и специальные крючки для подвешивания марионеток.
Эффектно выглядят на фоне одноцветных тканей природные материалы – мох, кора, шишки, раковины и т.д. Лес можно обозначить, скажем, цветочным горшком с красивой веткой, берег моря – несколькими ракушками на ткани песочного цвета, а жилье карлика – блестящим камнем. Не перегружайте сцену – достаточно намека!
Настольный театр особенно хорош для постановок, рассказывающих о путешествиях. На одном конце сцены находится бедная лачуга мальчика. Посередине – дремучие леса, горы, дракон и разные опасности, которые надо преодолеть. На другом конце томится принцесса в своем дворце, расположенном чуточку выше, “парящем” среди алых облаков! Для дворца используйте самые красивые ткани.
Сыграв несколько таких “спектаклей с тканями”, скоро обнаруживаешь в своем сознании некое новое качество. Начинаешь щупать одежду и занавески у близких друзей, бормоча: “Это точно подошло бы для моря... а вот такой цвет я искала для стен избушки!” Так друзья тоже вовлекаются в кукольный театр!

Перевод  Н. КОЛОБКОВА
по книге “Оживи куклу”. “Еvidentis”,
Москва, 2002 г.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru