Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №52/2002

Первая тетрадь. Политика образования
ЗАРУБЕЖНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР
ВЫПУСК 5. ИГРЫ И ПРОЕКТЫ

Мари Рист – директор небольшой частной школы. Она продолжает традиции Френе и главным везением в жизни считает встречу с гениальным педагогом Франции Полем Фоше, папашей Кастором, как звали его ученики.
Книга – рассказ о пройденном пути, о сомнениях, поисках, победах и поражениях – об удивительной и обыденной жизни каждой живой школы.

Мари и Ноэль РИСТ

Педагогика доверия. Новая школа Антони

Начнем урок с предчувствия открытия

Оценка
Поиски новых путей в обучении неизбежно приводят к поиску новых способов оценки знания детей, их возможностей. Оценка – неотъемлемая часть учебной атмосферы, и задача взрослых сделать все, чтобы дети чувствовали себя в школе как дома.
Для начала мы решили отказаться от оценки как от меры наказания или поощрения, полагая, что такие оценки поощряют лишь конкуренцию, соперничество и жульничество, мешают групповой работе, не позволяют ребенку относиться к образованию как к познанию себя, своего образа. При традиционной системе оценивания ученик узнает про себя только то, что он силен в математике и полный нуль в орфографии.
Школа также отказалась от системы второгодничества, так как для ребенка, несомненно, трудно покидать свою группу, своих сверстников.
Освободившись от деления учеников на плохих и хороших, мы можем помочь проявиться личностным качествам ребенка, так как он поймет, что на него смотрят как на целостного человека, а не просто как на отличника по математике и двоечника по географии.

Дневник писем
Но дети и родители все же нуждаются в определенной информации, в обратной связи. Мы завели для каждого ребенка «дневник писем», который служит связующим звеном между школой и семьей. В дневнике была 31 (!) рубрика, заполняемая взрослыми. Половина посвящена предметным курсам, но половина – творческой работе, способностям, склонностям, раскрывшимся на занятиях. Страничка для библиотекаря. Особое место – для родительских наблюдений. Таким образом, перед нами жизнь ребенка и в школе, и дома. Можно увидеть взаимное влияние, избежать противоречий.
Правда, родители писали не слишком много. Но в открытой школе происходит почти ежедневный обмен мнениями между учителями и родителями при личных встречах. Тоже неплохо.
В обычных дневниках детям строго запрещено что-либо исправлять, поскольку развитие самооценки не входит в задачу традиционной школы. Ученики должны лишь послушно принимать суд учителей. Конечно, так легче. Спрашивая мнение ребенка, мы запускаем рефлексивный процесс.
В нашем дневнике было 70 рубрик, заполняемых детьми. Каждая начиналась с утверждения: «Я знаю…», «Я люблю…», «Я умею…». Ребенок вписывает «да», «нет» или «уф!», поскольку его состояние изменчиво, знания усваиваются постепенно. Были вопросы, связанные с тем, что ребенок думает о своих личностных качествах. Это порой беспокоило родителей, которые опасались излишних откровений. «Школа не исповедальня». Но я все годы восхищалась ясностью и честностью детских суждений, порой суровых, но без драматизации, порой забавных. Я вижу в этих записях первые шаги на пути к сократовскому «Познай себя!», источник душевного равновесия и мудрости.
В конце года такая пухлая тетрадь передавалась семье.

Тетрадь на краю парты
Сегодня мы больше не работаем с дневниками писем. Слишком сложно и занимает много времени. Сегодня средством самооценки стала «тетрадь на краю парты». В ней ученик каждый день записывает, что он делал. Родители могут познакомиться с записями в тетради каждый день. А раз в 2–3 недели педагог с ребенком вместе серьезно их анализируют. Учитель может понять запрос ученика и ответить на него. При этом инициатива остается за ребенком.
Итак, оценки не должны сводиться к осуждению, потому что на ребенка всегда надо смотреть в перспективе развития.
Оценка должна помочь ребенку определиться по отношению к собственным целям, осознать свои возможности.
Оценка должна помочь взрослым улучшить собственную работу, соотнести свои идеи и практику.
Настоящая работа
Китайская пословица гласит: «Услышал – забыл, увидел – запомнил, сделал – понял».
В нашей школе первые мастерские появились тридцать лет назад. Всего восемь мастерских для младшей и средней школы. Четыре учительницы. Каждой обязательно помогал кто-нибудь из родителей. Свои цели они сформулировали так:
– помочь взрослым прояснить свои образовательные цели, соотнести их с практикой;
– включая детей в работу разновозрастных групп, создать у них чувство общего дома;
– помочь детям поверить в свои силы, выстроив взаимоотношения между ними так, чтобы роль взрослого была минимальна;
– дать детям возможность принять участие в реальной работе, что часто невозможно в большом классе, где ребенку отводится роль зрителя или слушателя.
Папа-архитектор на уроке чрезвычайно увлекательно рассказал о своей профессии. «А когда мы поработаем архитекторами?» – нетерпеливо спрашивает десятилетний мальчик, уже готовый вскочить и действовать. Вот почему так нужны электромастерские, химические, физические лаборатории, типография и т.п. Нужны и детям, и взрослым. Именно здесь учителя, педагоги учатся быть не руководителями, а помощниками, помогать детям жить.
Ребята выбирают себе мастерские, проекты из списка, предложенного взрослыми. Например, соткать большой ковер для холла, сделать мозаику на фасаде школы, поставить спектакль. Работа может длиться довольно долго и всегда заканчивается праздником, торжественным представлением результата. Выбрать другую мастерскую можно только тогда, когда завершена работа в первой. Обычное количество участников – 5–10 человек. Иногда больше, как было, например, с электромастерской, пользовавшейся бешеной популярностью. Ее самоотверженно вел три года подряд папа-физик, и мы регулярно вздрагивали от невероятных фейерверков, салютов и прочих чудес, которые совершали электрики 6–8 лет. В конце концов в соавторстве с мастерской макетов они соорудили глобус-абажур с подсветкой и механизмом вращения. Это потрясающее изделие было продано на ярмарке, чтобы собрать деньги на совместное путешествие.
Вообще отдельные мастерские нередко объединяются для осуществления какого-нибудь грандиозного проекта.
В мастерских речь не идет о формировании научного мировоззрения. Скорее это открытие неких физических, биологических феноменов. Дети не разделяют химию и магию. Видя красивый опыт с сообщающимися сосудами, громко выражают восхищение, не стараясь педантично описать свои наблюдения.
Поэтому так важно совмещать работу мастерских с преподаванием базовых курсов. Так, чтобы одно не мешало другому. Происходит не бессмысленное смешение чего попало, а взаимное обогащение.

Мастерская рождения
Некоторые мастерские рождаются из насущных детских проблем. Так, одна наша ученица пришла утром в школу сильно озабоченная и сразу помчалась в библиотеку.
– Что случилось? – спросила я.
– Маму сегодня ночью увезли в больницу. Она родит мне братика. А я хочу прочитать в книжке, как она это сделает.
Девочка оказалась не одинока в своем любопытстве. Так появилась «мастерская рождения». Там под руководством одной мамы читают книги, смотрят научно-популярные фильмы, пишут, рисуют, выясняют все досконально. Рожденная в те времена, когда детей приносили аисты, я за пять минут в этой мастерской поняла, что есть занятия более увлекательные, чем разыскивать новорожденных на капустной грядке.
Среди наших родителей появился папа-хирург. Он однажды пришел в класс рассказать о своей профессии, как у нас часто бывает. Ребята засыпали его вопросами.
– Мне скоро будут удалять гланды. Это опасно? Больно?
– Моя мама в больнице. С ней все будет в порядке?
– У меня недавно умерла бабушка. Я ее увижу когда-нибудь?
Пришлось открыть специальную мастерскую «Жизнь, смерть, болезнь». Закончилось все визитом в госпиталь, где ребята, одетые в стерильные комбинезоны и бахилы, даже присутствовали на операции, сходили в педиатрическое отделение.
Есть у нас мастерская «Человеческое тело». Ее ведет папа-биолог. Многие ребята никогда не слышали, как бьется их собственное сердце, не понимают, как работают их мышцы. Они ложатся на огромные листы бумаги, обводят силуэты друг друга и потом рисуют примерные очертания внутренних органов, мускулатуры, пользуясь различными учебниками. Они частые гости в Институте Пастера. Есть мастерская «Скелет», возникшая после горнолыжной экспедиции, когда несколько переломов пробудили интерес к рентгеновским снимкам и костям.
В некоторых мастерских детям «слишком легко». Они не чувствуют, что приобрели новый опыт, умения.
Однажды опустела театральная студия. Дети не нашли общего языка с руководителем и решили поставить другой спектакль, самостоятельный. И ведь поставили!
Мастерские ведут взрослых и детей к двум достижениям. Во-первых, устанавливаются доверительные взаимоотношения. Во-вторых, всех объединяет общий интерес. Не остается места для скуки. Ребята живут радостно, потому что иначе не могут. Школа становится школой успеха.
Уроки на природе
Мы часто сообщаем классу о какой-нибудь совместной учебной поездке заранее, чтобы поддержать атмосферу счастья. Это тот бесценный опыт, воспоминание о котором многие взрослые бережно хранят всю жизнь как лучшее воспоминание о школе. Максимальная свобода. Более близкие отношения между взрослыми и детьми. Прогулки, ночные задушевные разговоры – все помогает лучше узнать друг друга. И конечно, множество развлечений: лыжи, походы… Радость открытия в себе новых сил.
Финансовые затруднения сильно нам мешали. Конечно, было невозможно оставить в Париже тех детей, чьи родители не в состоянии оплатить поездку. К тому же многие родители просто не считали эти путешествия такими уж полезными для своих детей – ни в учебное время, ни в каникулы. Как они не понимают, насколько важен ребенку опыт независимости, выхода из семейного кокона? К тому же сколько детей возвращаются из школы просто в пустую квартиру! Они открывают дверь ключом, который висит у них на шее, и проводят несколько часов перед телевизором, пока взрослые не вернутся с работы. Разве сравнишь это с путешествием в компании одноклассников и педагогов?
Учителям было не под силу преодолеть такие препятствия. Но разве наши дети только пассивные потребители удовольствий? Мы передали инициативу в их руки. Мы отправляемся куда-нибудь не просто так, а ради осуществления совместного проекта. Путешествие становится важным событием всего учебного года.

Школа и город
Мы часто едем с учениками в центр города. Как ни странно, они знают его порой хуже, чем иностранцы. Но мы никогда не отправляемся в качестве туристов – всегда с каким-то делом.
Район, где расположена школа, не очень благоприятен для гармоничной деятельности детей. Тем не менее мы предпринимали попытки включиться в жизнь окружающих людей, нормализовать обстановку, организуя праздники, культурные мероприятия, пропагандируя чтение книг.
– И зачем мы раздаем им книги? Они же читать не умеют!
– Они все нищие и в конце концов обворуют нас!
Так говорили многие. Но мы все-таки сделали выставку с десятками открытых стендов, с яркими книжками, с представлениями, конкурсами. К нам пришло множество ребятишек из квартала. Они были в восторге и твердили: «Это здесь останется навсегда?» Мэрия оценила наши усилия и предоставила бесплатный грузовичок, на котором раз в неделю мы уезжали в разные районы города, в том числе не самые благоустроенные, с нашими выставками, концертами.
Важно, чтобы приятие разных людей, желание жить в мире с ними стало частью детского сознания. И мы должны использовать все возможности для рождения такого опыта у наших учеников.

Школа, открытая миру
Множество открытий принесли нашим ученикам зарубежные стажировки, в частности африканские. Ребята познакомились с чудесными сказками, необычной музыкой, танцами, традиционными блюдами.
Несколько лет мы дружили с английской школой. Мы хотели даже маленьким ученикам дать представление о живом языке, который они изучают по книжкам, о другой культуре, открыть им огромный мир, где просто необходимо уметь общаться.
Перспектива поездки в Англию воодушевила ребят. Уроки иностранного языка стали гораздо интенсивнее. Песенки, считалки, сценки, марионетка Генри, ни слова не понимающая по-французски, которая поселилась в кабинете, – все это подготовило школьников к такому уровню понимания языка, что они уже могли достаточно свободно общаться в чужой школе, чужих семьях, где им предстояло жить. Каждый должен был месяц прожить в английской семье, проучиться в чудесной школе в пригороде Манчестера, но сначала принять иностранного ученика в своей семье, в своей школе на тот же срок.
Прием гостей был запланирован на весну, но обмен письмами начался еще с сентября. Заочное знакомство с будущими семьями, взаимные рассказы о рождественских традициях. Все наши писали по-английски! Готовились все классы, все мастерские. Во всех коридорах появились английские флажки, рисунки, приветственные лозунги, карты Парижа с указанием самых знаменитых мест и памятников.
– Едут! Едут!
Толпа детей сгрудилась перед входом в школу в ожидании автобуса, который должен привезти гостей из аэропорта.
Первые контакты – вокруг блюда с пирожками благодаря электронным играм (воистину интернациональное явление!) Потом совместная прогулка в парке. Знакомим гостей с расписанием занятий, специально переведенным на английский. Теперь каждую мастерскую будет помогать вести кто-нибудь, знающий язык, – способный старшеклассник, родитель. В частных разговорах нехватку слов восполняют жесты, мимика. Экскурсии, спортивные состязания, игры. И вот уже не разберешь, где свой, а где иностранец. Все завершается грандиозным праздником.
Через месяц – наша очередь ехать в гости, не забыв про подарки, сюрпризы. Дрожь при первом прохождении таможни. И вот мы видим знакомые лица. «Привет!» Впервые – двухэтажный автобус. У нас нет таких. Деревенское раздолье. Магазины!! Чужая семья, которая так трогательно заботится о тебе. Эта дружба будет продолжаться еще много лет. Письма, редкие встречи. Теперь в школе нет отбоя от желающих изучать английский.
Скажу в заключение, что ни один такой проект невозможно просто механически повторять из года в год. Необходимо чувствовать меняющиеся обстоятельства и подхватывать идеи, которые носятся в воздухе.

Педагогика проекта
Наши мастерские, поездки приводят к размышлениям о роли проектной работы в педагогическом процессе. Проект возникает в ходе совместной жизни, объединяющей школу, класс, группу. Он может быть индивидуальным и коллективным, предложенным детьми или взрослыми, возникнуть из насущной потребности или просто из чьей-то фантазии, проект может касаться внутришкольной жизни, а может быть связан с освоением окружающего мира. Ребенок в любом случае открывает отношения сотрудничества, меняет представления о собственном социальном статусе. Он учится подчиняться и брать инициативу на себя. Проект позволяет ему выбирать и принимать решения, чтобы изменять ситуацию.
Важнейшее условие успеха в проектной работе – вера ребенка в себя. Но именно в проектной работе он может наконец поверить в себя. Он видит, что взрослые теряют свое превосходство, выходя за рамки профессиональной компетенции, привычных родительских обязанностей. Он понимает, как много может сделать в свои 8 (!) лет.
Второе условие успеха – солидарность, и она тоже развивается в ходе реализации проекта. Школа становится местом, где формируется способ участия в реальных социальных отношениях. Из потребителей учительских проектов дети превращаются в полноправных партнеров, разделяющих всю меру ответственности. И взрослым важно соблюдать правила игры. Трудно! Поэтому нужно выбирать ситуации не слишком опасные, чтобы не рисковать здоровьем ребенка. И все равно педагогу приходится быть постоянно начеку.
Мы отправляемся в поход на два дня. После обсуждения в группе каждый собирает рюкзак. Если он забудет что-нибудь положить, ему придется столкнуться с последствиями.
На поход нужны деньги. Одна группа детей отправляется играть на дудочках к Центру Помпиду. Другая начинает звонить в мэрию, чтобы получить разрешение на торговлю на рынке каштанами, яблоками и другими продуктами. Покупатели не склонны делать скидку на нежный возраст продавцов.
– Орехи свежие?
– Когда нужно высаживать ваши луковицы георгинов?
Маленькие продавцы растерянно оглядываются на маму Иоланды, которая приехала помочь им. Возможно, она знает?
Проект выявляет необходимость приобретения новых знаний. Чтобы группа могла действовать успешно, каждый должен использовать все свои знания, умения. Так происходит переход от личной компетенции к персональному участию.
Могут ли дети самостоятельно довести дело до конца? Зависит от сложности работы и возраста детей. В любом случае ответственность лежит на детях, даже если инициатором был взрослый. К педагогам можно обратиться за помощью, если группа сочтет это необходимым. Но педагоги следят за тем, чтобы проект обязательно завершился, чтобы малыши не ввязывались в слишком обширные проекты, так как чем младше ребенок, тем хуже он представляет границы своих возможностей.
Участие родителей делает процесс более интенсивным, увеличивая потенциал группы. Свобода, предоставляемая проектной работой, помогает и родителям поверить в себя и своих детей.
Каждый ребенок ощущает в себе силу всей команды и собственный возросший уровень. Это и есть результат педагогики доверия. Ясное сознание полезности проектной работы заставляет нас сегодня приспосабливаться к нуждам разных проектов, если речь идет об индивидуальных расписаниях, о предоставлении места для праздников в надежде, что такой способ работы наши ученики перенесут в свою успешную взрослую жизнь.
Чтобы мои читатели могли себе ясно представить то, о чем я пишу, приведу несколько примеров.

Путешествие на велосипедах
Лантилли, Лантилли… Звучит как колокольчик. Маленький городок в Бургундии, огромные степные пространства, леса, где прячется деревушка, ветхая и величественная, с фермой, голубятней и другими сокровищами, которые не устаешь открывать.
Семья Марии-Жозианы, нашей ученицы, так любит свой родной уголок земли, что проводит здесь все свободное время. Возглавляет ферму бабушка, неутомимая работница, и под ее руководством один внук управляет трактором, другой на птичьем дворе, третий стрижет баранов, чья шерсть пойдет на пряжу. Кто-то трудится в доме, кто-то в поле, кто-то отправляется в лес. Они организовали в деревне конный завод, гончарную мастерскую, культурный центр для проведения сельскохозяйственных выставок и концертов. Все ради того, чтобы деревня не погибла и сохранилась эта жизнь – суровая, трудовая, простая и естественная.
– «Мы хотим в Лантилли», – появилось однажды объявление на стенде. – Мы собираемся поехать туда на велосипедах и уже разработали два варианта маршрута (примерно 200 км). Кто знает удобные места для привалов? Кто хочет нам помочь или принять участие в путешествии, обращайтесь во 2 класс. Вас примут с радостью. Мы собираемся ехать с 23 по 30 апреля, потом до 12 мая жить там, исследуя окрестности, занимаясь верховой ездой и обучаясь тому, как надо ухаживать за лошадьми.
Ребята приступают к подготовке экспедиции: финансовая смета, карты района, история, легенды, традиционные продукты. Специальные люди составляют список необходимых вещей, продумывают, во что будем играть по вечерам. Звонки в местные органы власти и школы, чтобы заранее договориться о ночевках.
Неожиданность! «Вы никуда не поедете. Я так решила», – заявляет инспектор. Родители, ваша очередь. Делегация мам и пап отправляется на прием к инспектору. Они обещают обеспечить безопасность: на каждые 5 детей будет по одному взрослому, группу будет сопровождать грузовик. «Ладно, поезжайте», – сдается инспектор.
Начинают работать две мастерские: по оказанию первой помощи и по ремонту велосипедов.
И вот апрель! Цепочка велосипедистов. Замыкает ее неторопливый грузовичок. Вдруг – авария! Вероника упала! Велосипед теряет колесо. Никакой паники. Сломанную машину отправляют в кузов грузовика, Вероника пересаживается на багажник Бернара – он довезет ее до сегодняшней стоянки. (Какая удача для обоих, райский ветерок детской влюбленности…) Вечером ремонтная бригада устраняет неполадки. Засыпаем мы на сеновале. Хозяин дома уже позвонил своему другу, который примет нас завтра вечером. Утром, покидая ферму, мы поем в знак благодарности любимую песню и мчимся дальше, обогащенные информацией по разведению кроликов. Для нас нет ничего невозможного, а впереди еще столько открытий и сюрпризов!

Математика, чтение и дети
Если я так мало внимания уделяю обучению математике, чтению, ради чего большинство родителей и посылают ребенка в школу, то лишь потому, что для нас это не проблема учебников или методик, которые периодически меняются, но следствие особой атмосферы, поощряющей любопытство, свободу открытия мира и себя. Дети приходят в школу не только ради приобретения знаний, но и ради приобретения позитивного жизненного опыта, ради отношений «свободы, равенства и братства».

Перевод Л. ПЕЧАТНИКОВОЙ
по книге «Педагогика доверия. Новая школа Антони».
Париж, 1993 г.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru