Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №51/2002

Только в номере
ЗАРУБЕЖНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР
ВЫПУСК 4.  СЛОВО И ЧУВСТВО

О тайном языке наших уроков

Что должен знать учитель о языке, даже если он преподает математику? Ведь мы все окружены стихией речи, которая незаметно формирует наши взгляды, чувства. Тем более это важно для ребенка, чья чувствительность к слову, интонации намного острее, чем у взрослого. Учителя так много говорят. У доски, на родительских собраниях. Грозно и ласково, объясняя новую тему или житейские истины. А сколько им приходится выслушивать от учеников откровений и глупостей, заученных правил, неожиданных секретов. Педагог, сам постоянно работающий со словом, и детей побуждает высказаться, сформулировать, написать, сочинить.
Р.Ллойд-Джоунз и Э.Дюнфорт, каждый по-своему, пытаются понять смысл преподавания родного языка в школе, хотя вроде бы дети и так им владеют. Каково значение грамматики и правописания для формирования личности ребенка? А нужно ли обращать внимание на стиль речи педагога? Как влияет манера учителя выражать свои мысли и чувства на степень доверия и откровенности во взаимоотношениях? Как за словами увидеть скрытые, не осознаваемые говорящим побудительные мотивы? Это уже предмет психоанализа. Но разве нам всем не приходится иногда становиться и психологами, и психоаналитиками, чтобы разобраться в детских проблемах, а порой в собственных?
Психоаналитический подход в педагогике, психологически грамотный диалог с ребенком – об этом книги Г.Фигдора и Т.Гордона. Сказать ребенку о своем добром к нему отношении, продемонстрировать понимание и готовность принять разные проявления его личности. Научиться говорить на самом международном языке – «языке приятия» собеседника. В школе, в семье это удается не всегда, и консультация специалиста может помочь восстановить утраченный контакт. Такую консультацию можно получить в книгах, отрывки из которых мы публикуем. В частности, недавно вышли в российских издательствах совершенно замечательные книги А.Гуггенбюля и Н.Оуэна.
Первая рассматривает проблему детской агрессии в несколько неожиданном ракурсе. Это не поучения о необходимости любить и уважать ближних. Нет! Речь идет о необходимости признать агрессию неизбежной составляющей каждой личности. Важно лишь сделать социально приемлемыми формы проявления этих теневых сторон души.
Книга Оуэна еще более необычна. Она наполнена странными, загадочными, многозначительными историями, притчами. Их можно рассказывать на уроке, после урока. Может быть, вместо урока – иногда? Их можно обдумывать, обсуждать. Речи Мудреца, Учителя, Гуру. Всегда ли учитель – искусный рассказчик? Мы все время общаемся по делу, по предмету, часто на бытовые темы. А случается ли нам философствовать – на педсовете, на классном часе, на занятиях? В книге Оуэна не просто коллекция рассказов, но и методика работы с ними.
Методике работы учителя посвящена и вышедшая недавно в Америке книга Ф.Джонса. Только здесь меньше таинственности и волшебства, хотя сам автор считает свои рекомендации поистине чудодейственными. Несложные приемы, позволяющие добиться дисциплины и активной работы учеников, без глубокого анализа детского состояния. Это может пригодиться тем, кто привык больше полагаться на точный расчет и план, чем на свободную импровизацию. Немногочисленные слова, по минутам отмеренное время общения. На учете интонации, паузы – как в хорошо отрепетированном музыкальном произведении. Что ж, приходится иногда поверять «алгеброй гармонию». Хотя наверняка у каждого есть свой «сундук сокровищ», своя копилка излюбленных приемов, словечек, своя коллекция воспоминаний о долгих беседах и мгновенном обмене репликами.
Конечно, молчание, жест, наши поступки бывают несравненно красноречивее. И все же выразительная, образная, насыщенная речь необычайно важна для каждого, кто работает с детьми, да просто для каждого, кто живет среди людей.
Совершенно не случайно в расписании любого класса любой школы такое важное место занимают родной язык, иностранный язык, литература – искусство слова, риторика – искусство красноречия, театр – соединение слова и движения, математика – язык всех наук, физика – язык познания природы… Всего не перечислишь. И все это лишь для того, чтобы понять друг друга, себя, жизнь.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru