Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №50/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ЗАРУБЕЖНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР
ВЫПУСК 3.  ОБУЧЕНИЕ И ПОЗНАНИЕ

Дэниэл Гоулман – автор многих книг, редактор журнала «Психология сегодня», ученый и практик. Он пытается обратить внимание педагогов и родителей на разнообразие возможностей каждого ребенка. Его фундаментальные исследования заставляют отнестись внимательно к предложенным выводам. Мы сегодня уделяем все больше внимания знаниевым тестам, коэффициенту интеллекта, забывая о том, что успехи каждого из нас во многом зависят от характера, умения общаться с людьми, ориентироваться в нестандартной ситуации. Именно развитию эмоциональной сферы ребенка посвятил свою книгу Дэниэл Гоулман.

Дэниэл ГОУЛМАН

Эмоциональные способности.
Почему это может значить больше, чем IQ?

Тема урока – твой характер

Когда умный поступает глупо
Причины, по которым Дэвид Пологруто, учитель физики средней школы, получил удар кухонным ножом от одного из лучших своих учеников, все еще обсуждаются. Но факты таковы: Джэйсон Х., отличник школы Корал Спрингз во Флориде, был одержим мыслью поступить в медицинский институт. И не просто в медицинский институт, а в Гарвард. Но Пологруто, его учитель физики, поставил Джэйсону 4 за экзамен. Полагая, что неблестящая оценка угрожает его мечте о Гарварде, Джэйсон принес в школу разделочный нож и после яростного спора с учителем в лаборатории ударил его ножом в ключицу.
Суд признал Джэйсона невиновным, совершившим преступление
в состоянии аффекта. Комиссия из четырех психологов и четырех психиатров подтвердила: мальчик был невменяем.
Джэйсон утверждал, что он планировал совершить самоубийство из-за результата экзамена и пришел к Пологруто, чтобы сообщить о своих намерениях. Пологруто дал совсем другие показания: «Я думаю, он пытался прикончить меня, потому что был взбешен плохой оценкой».
Джэйсона перевели в частную школу, спустя два года он окончил ее с отличием. Но, как жалуется учитель физики, так и не извинился за свой поступок.
Вопрос в следующем: как человек, обладающий таким умом, мог совершить такую ужасную глупость? А вот и ответ: академические знания не имеют ничего общего с эмоциональной жизнью человека. Самые умные из нас могут нарваться на подводные камни необузданных страстей и неуправляемых импульсов; люди с высоким IQ (коэффициентом интеллекта) могут быть удивительно плохими лоцманами в своей личной жизни.
Безусловно, существует некая взаимосвязь между IQ и успехом в жизни: многие люди с низким IQ занимаются неквалифицированным трудом, получают маленькую зарплату, а с высоким – становятся высокооплачиваемыми работниками. Но так происходит далеко не всегда.
Как замечает один из наблюдателей: «Подавляющее большинство случаев пребывания на высших позициях в обществе определяется не уровнем IQ, а другими факторами, варьирующимися от социального происхождения до просто удачи».
Ричард Хернштейн и Чарльз Муррей указывают на следующее: «Возможно, студенту первого курса, имеющему невысокие оценки по математике, не стоит нацеливаться на научную карьеру математика, но если он хочет заняться частным бизнесом, стать сенатором или заработать миллион долларов, ему не следует отказываться от этой мечты. Связь между школьными оценками и успехом в жизни ослабляется наличием других характеристик, которые он привнесет в свою деятельность».
Я глубоко убежден, что ключевой из этих «других характеристик» является эмоциональный интеллект: такие способности, как умение мотивировать свои поступки и противостоять неудачам; контролировать эмоции и иногда отказываться от удовольствий; регулировать свое настроение и воздерживаться от необдуманных поступков; сопереживать чувствам других людей и надеяться. В отличие от IQ, с его почти столетней историей исследований сотен тысяч людей, эмоциональный интеллект – совершенно новое понятие. Никто пока не может точно сказать, как он влияет на жизнь отдельных индивидуумов. Но на основании полученных данных становится ясно, что он такой же мощный фактор, как IQ.

Эмоциональный интеллект и судьба
Я вспоминаю одного из учеников в колледже Амхерст, который великолепно сдал вступительные экзамены. Несмотря на свои исключительные умственные способности, большую часть времени он проводил, слоняясь без дела, укладываясь спать поздно, пропуская занятия из-за того, что спал до полудня. Ему понадобилось почти 10 лет, чтобы закончить колледж.
IQ почти не может объяснить разницу в судьбах людей, имеющих равные задатки и возможности, получивших одинаковое образование. Когда 95 студентов Гарварда выпуска 40-го года (период, когда тесты на IQ были очень популярны) достигли среднего возраста, те, кто имел наивысшие оценки в период обучения, не очень отличались от остальных не столь блестящих сокурсников в отношении зарплаты, производительности труда или занимаемого положения. Они также не испытывали большего удовлетворения от жизни, не были более счастливы в дружбе, семье или романтических отношениях.
Подобная ситуация сложилась и с 450 мальчиками, большинство из которых были из семей эмигрантов, две трети – из семей с низким уровнем доходов. Они получали государственное пособие, жили в районе трущоб в нескольких кварталах от Гарварда. Треть из них имели IQ ниже 90. И снова это мало повлияло на их дальнейшую жизнь, будь то работа или семья; например, 7% мужчин с IQ ниже 80 были безработными в течение 10 и более лет, но это же произошло и с 7% мужчин, имевших IQ выше 100. Способности, которыми обладали эти люди с детства, а именно: умение противостоять трудностям, контролировать эмоции или общаться с другими людьми – сыграли главную роль.
Можно рассмотреть данные исследований выпускников средних школ в штате Иллинойс (выпуск 1981). Все имели очень хорошие оценки, продолжили учебу в университетах и получили хорошее образование. Но к 30-летнему возрасту добились весьма средних успехов. Через 10 лет после окончания высших учебных заведений только один из четырех занимал высокое положение, а у большинства дела шли не очень.
В этом и заключается проблема: академические знания никак не готовят человека к реальной жизни. Хотя высокий IQ не гарантирует процветания, обретения престижа или счастья в жизни, наши школы и наша культура сконцентрированы на получении академических знаний и совершенно игнорируют такую вещь, как эмоциональный интеллект – набор черт – некоторые могут называть это характером, – от которых зависит наша судьба. Эмоциональная жизнь – область такая же, как математика или чтение, в которой можно проявить больше или меньше мастерства, она требует определенного набора способностей. И от того, как люди овладеют этим мастерством, зависит их успех (или неуспех) в жизни при наличии равного интеллекта. Эмоциональные способности – это метаспособности, определяющие, насколько хорошо мы сможем использовать весь наш потенциал, включая природный интеллект.
Многие факты подтверждают, что эмоционально адаптированные люди – те, кто хорошо справляется со своими чувствами и понимает чужие, – имеют преимущества в любой области жизни, будь то романтические отношения или политика, где важно быстро разобраться в негласных правилах. Они чаще бывают довольны и, подчинив разум, используют его эффективнее. Люди, которые не могут упорядочить свою эмоциональную жизнь, постоянно находятся в состоянии внутренней борьбы, которая мешает им сконцентрироваться на работе и ясно мыслить.

Разбираться в людях учат в школе
Случайному наблюдателю четырехлетняя Джуди может показаться незаметной среди более подвижных и живых товарищей по играм. Она наблюдает за ними со стороны и почти не бывает заводилой. Но на самом деле очень внимательно следит за тем, что происходит в комнате для занятий, и, возможно, разбирается лучше всех в вопросах, касающихся чувств других детей.
Ее знания не проявляются до тех пор, пока учитель не собирает малышей поиграть в школу.
Кукольный класс – точная копия настоящего. Есть набор кукол, которые прикрепляются на доску. Вместо головок – фотографии учеников, есть кукла – учитель. Данная игра проверяет социальную наблюдательность. Учительница просит Джуди поместить мальчиков и девочек в ту часть комнаты, где они больше всего любят играть – в творческий уголок, уголок для работы со строительными конструкторами и т.д. Джуди делает это с поразительной точностью. А когда ее просят подобрать для каждого ребенка пару, оказывается, что Джуди знает, кто с кем дружит.
Джуди имеет полное представление об отношениях между детьми в группе, что свидетельствует об исключительной наблюдательности четырехлетней девочки. Это качество в дальнейшем, возможно, позволит ей добиться больших успехов в торговле, управлении или же дипломатической деятельности.
Способности Джуди были замечены так рано, потому что она обучалась в Центре дошкольной подготовки Элиот-Пирсон, где осуществлялся Проект Спектрум, особая программа по развитию различных видов умственных способностей детей. Данный проект признает, что способности ребенка далеко выходят за рамки стандартных умений, на которых сконцентрирована школа (писать, читать, считать). Он признает, что способности, подобные общественной наблюдательности Джуди, являются талантом, который нужно развивать, а не игнорировать. Надо поощрять ребенка использовать все способности, которые у него имеются и которые помогут ему в жизни. Таким образом, школа становится местом, где учат тому, что пригодится в жизни.
Руководителем этого проекта является Говард Гарднер, психолог Гарвардской образовательной школы. «Пришло время, – сказал Гарднер, – расширить наши представления о талантах. Единственное и самое важное, что может сделать образование для ребенка, – помочь ему определить ту сферу деятельности, которая больше всего подходит для реализации его способностей, где он будет успешен и компетентен. Вместо этого мы подвергаем каждого ученика такому процессу обучения, после которого он, в случае успеха, сможет стать лишь профессором в каком-нибудь университете.
Существуют сотни и сотни способов преуспеть в этой жизни и огромное количество разных способностей, которые приведут к успеху».

Границы Разума
Важная книга Гарднера «Границы Разума» (1983) оказала большое влияние на общество и явилась манифестом, провозгласившим и доказавшим всю несостоятельность тестов на IQ. В ней было высказано предположение о том, что существует не один-единственный вид умственных способностей, определяющий жизненный успех, а гораздо более широкий их спектр с семью ключевыми разновидностями. Это два основных вида академических способностей – вербальные и математическо-логические, – а также пространственное воображение, кинестетические способности, музыкальный дар. Завершают список «личные умственные способности»: умение управлять межличностными отношениями и внутренние психические способности, которые могут, с одной стороны, проявиться в блестящем таланте Зигмунда Фрейда или же, пусть с меньшим успехом, в том, что человек будет испытывать удовольствие, искренне воспринимая чувства другого.
Число 7 тоже весьма произвольно. Никаким числом невозможно выразить все те таланты, которыми обладают люди. Гарднер и его коллеги впоследствии увеличили список видов способностей до 20. Например, способность быть лидером, устанавливать дружеские отношения с людьми, разрешать конфликты и анализировать общественные отношения – то, что так блестяще демонстрирует четырехлетняя Джуди.
Межличностные способности человека – это способность понимать других людей: что ими движет, как они работают, как сотрудничать с ними. Успешные торговцы, политики, учителя, врачи и священнослужители скорее всего являются людьми с очень высоким уровнем умения строить межличностные отношения. Внутренние способности индивидуума являются коррелятивной способностью, направленной внутрь. Это способность сформировать точный, соответствующий действительности собственный образ и уметь использовать его с наибольшей эффективностью в жизни.
Существует высказывание Гарднера о том, что способность к межличностым отношениям включает в себя, главным образом, «умение понять и адекватно ответить на настроение, темперамент, мотивации и желания других людей». В понятие внутренние способности, являющиеся ключом к самопониманию, Гарднер включил «доступ к собственным чувствам, умение различить их и, используя результаты анализа, прийти к правильному поведению».

Обучение эмоциональному поведению
Перекличка 15 учеников-пятиклассников, сидящих на полу по-турецки, кажется странной. Когда учитель называет фамилию, ученик дает не стандартный ответ «здесь», а называет число, которое показывает, как он себя сегодня чувствует; один – означает, что настроение хуже некуда, десять – полон сил и энергии.
Сегодня у всех хорошее настроение:
– Джессика?
– Десять: я в восторге, сегодня пятница.
– Патрик?
– Девять: все хорошо, но я немножко нервничаю.
Это урок по самоизучению в школе Ньюива. В здании, напоминающем внешне Оперный театр Сан-Франциско, находится частная школа, в которой развивают у детей эмоциональные способности.
Основной предмет в Школе самоизучения – это чувства – твои и других людей. На уроках обсуждают реальные случаи из жизни учеников – страдания от одиночества, от зависти, от драк. Карен Стоун Мк.Коун, основатель школы в Ньюива и разработчик программы по самоизучению, формулирует это так: «Эмоциональная грамотность так же важна для обучения ребенка, как правила в математике или чтении». Эта идея распространяется все больше по школам Америки. В программах появляются предметы «социальное развитие», или «жизненные способности», или «социальное и эмоциональное обучение». Главная цель – повысить уровень социальной и эмоциональной компетентности детей.
Курсы по эмоциональной грамотности уходят корнями в движение по изучению эмоций 1960-х годов. Тогда считалось, что знания на уроках по психологии и мотивации деятельности усваиваются лучше и глубже, если использовать опыт, полученный в процессе концептуального обучения. Почти мгновенно в школах появилось множество превентивных программ, каждая из которых имела свою определенную цель: курение подростков, наркотическая зависимость, ранняя беременность, уход от общества и (в последнее время) жестокость.
Изучение подобных программ показало, что они работают более эффективно, когда дают знания основ эмоционального и социального поведения, таких как умение контролировать свои порывы, управлять собой, когда вы разгневаны, находить творческое решение для выхода из затруднительного положения. Сегодня появилось новое поколение коррективных программ. Они направлены на устранение дефицита поведенческих умений в обществе и приобретение опыта управления своими эмоциями, что снижает уровень агрессии и депрессивности. Но все эти хорошо разработанные программы главным образом проводятся научными работниками в области психологии и только как эксперимент. Следующий шаг – распространение подобных курсов во всех школах, причем вести их должны обычные учителя.
Такой более сложный, но и более эффективный подход к проблеме включает в себя информацию по самым острым вопросам: СПИД, наркотики – для молодых людей, которые только-только начинают сталкиваться с ними в жизни. Но самым главным предметом, связанным со всеми перечисленными проблемами, является умение пользоваться своими эмоциями.
Новый подход к распространению эмоциональной грамотности в школах заключается в том, что эмоции и общественная жизнь сами становятся предметом изучения, и это полезнее, нежели необоснованное вторжение в жизнь ребенка или периодические вызовы в кабинет директора школы в случае проявления вспышек гнева.
Сами по себе такие уроки могут показаться на первый взгляд незначительными и не способными разрешить серьезные проблемы. Но это происходит главным образом пот ому, что, как и воспитание ребенка в семье, эти уроки, пусть маленькие, но несущие много полезной информации, должны проводиться регулярно и в течение многих лет. Именно так происходит обучение владению эмоциями: информацию повторяют многократно, мозг усваивает ее, а затем применяет, когда возникают затруднения, рушатся надежды или что-то доставляет боль. И хотя уроки по эмоциональной грамотности могут казаться чем-то приземленным, их итог – воспитание достойных людей – очень много значит для нашего будущего.

Эмоциональное расписание
«Мои подружки Элис и Линн не играют со мной».
Эта полная горя жалоба принадлежит третьекласснице начальной школы Джона Муира в Сиэтле. Анонимная отправительница опустила ее в специальный «почтовый ящик», куда все ребята могут опускать свои записки с описанием самых разных проблем. Потом класс сможет их обсудить и найти пути разрешения. При обсуждении не называют имен. Вместо этого учитель рассказывает о том, что произошло. О том, что все люди время от времени испытывают подобное и всем нужно научиться справляться с похожими трудностями. Когда дети обсуждают, каково быть не принятым в игры и что делать в этом случае, они получают шанс взглянуть на жизнь по-другому и отойти от стереотипа, будто конфликт – единственный способ прояснить разногласия.
«Почтовый ящик» позволяет найти самую актуальную проблему для обсуждения в классе, выстроить программу в соответствии с нуждами детей. По мере роста и взросления учеников темы обсуждения меняются. Чтобы быть эффективными, уроки по эмоциональному воспитанию должны учитывать уровень развития школьников и способ обучения должен изменяться в соответствии с возрастными изменениями в психике детей.
Один из вопросов – когда начинать? Некоторые специалисты утверждают, что чем раньше, тем лучше. Педиатр Т.Берри Брэйзелтон предполагает, что сначала полезно обучить родителей, когда их дети еще совсем маленькие и только начинают ходить. Такие обучающие программы, когда специалисты приходят на дом, существуют.
Могут быть высказаны сильные аргументы в защиту систематического обучения владению эмоциями в дошкольный период. Готовность детей учиться интеллектуальным навыкам в большой степени зависит от овладения основами управления эмоциями. Обучение в дошкольные годы положительно сказывается на эмоциональной и общественной жизни ребенка в дальнейшем. У него меньше проблем с наркотиками и полицией, больше удач в бизнесе и браке.
Такие программы работают лучше, когда претворяются последовательно и в течение долгого времени. Крик новорожденного указывает, что у него уже существует определенный набор чувств. Но мозг новорожденного сформируется только тогда, когда его нервная система достигнет окончательного развития – а это процесс, который происходит в соответствии с биологическими часами и растягивается от младенчества до отрочества – когда эмоции ребенка окончательно разовьются. Набор эмоций новорожденного примитивен по сравнению с набором эмоций пятилетнего ребенка, который, в свою очередь, не идет ни в какое сравнение с полнотой чувств подростка. Тем не менее взрослые попадают в ловушку, ожидая, что ребенок достигнет зрелости раньше, забывая о том, что каждая из эмоций появляется в строго определенное время. Например, хвастовство четырехлетнего малыша может стать причиной того, что родители начинают делать ему замечания, в то время как самосознание, которое способно вызвать подчинение их требованиям, сформируется только к пяти годам. «Расписание» эмоционального роста тесно связано с развитием других качеств в ребенке, особенно когнитивных, с развитием мозга и биологическим созреванием. Эмоциональные способности, такие как эмпатия и эмоциональная саморегуляция, начинают формироваться с младенчества. Детсадовский период – расцвет «социальных эмоций» – таких чувств, как незащищенность и повиновение, ревность и зависть, гордость и уверенность в себе – каждое из них требует умения сравнивать себя с окружающими. Шестилетний ребенок, поступая в школу с ее более насыщенной общественной жизнью, вступает в мир социальных сравнений. Это не просто внешняя сторона жизни, но также и появление когнитивных способностей: умение сравнить себя с другими в отношении особых качеств, будь то популярность среди сверстников, привлекательность или талант скейтбордиста. Это тот самый возраст, когда, например, наличие старшей сестры-отличницы служит для младшей основанием думать, будто она (по сравнению с ней) «дурочка».
Доктор Дэвид Гамбург, психиатр и президент Корпорации Карнеги, который дал оценку некоторым программам по эмоциональному воспитанию, расценивает годы перехода ребенка сначала в начальную школу, а затем в старшее и среднее звено как два ключевых момента в приспособлении личности к окружающему миру. В возрасте от шести до одиннадцати лет, отмечает Гамбург, «школа является суровым испытанием и определяющим моментом, который будет в дальнейшем сильно влиять на ребенка в подростковый период и даже в более старшем возрасте. Чувство собственной значимости у ребенка во многом зависит от его успехов в школе. Неуспевающий ребенок приводит в действие механизм саморазрушительного поведения, который может погубить всю его дальнейшую жизнь». Среди основных навыков, которые помогают провести школьные годы с пользой, Гамбург отмечает такие способности, как «умение отказывать себе в удовольствиях, быть социально ответственным, контролировать собственные эмоции и иметь оптимистические взгляды на жизнь» – другими словами, это и есть умение управлять своими эмоциями.
Достижение половой зрелости – а это время очень значительных биологических изменений и изменений мыслительных процессов – также является серьезным моментом в обучении детей эмоциональному и социальному поведению. Для большинства детей возраст от 10 до 15 лет – период, когда они совершенно беззащитны перед проявлением сексуальности, употреблением алкоголя и наркотиков, курением и многими другими соблазнами.
Переход в среднее и старшее звено означает окончание периода детства, и это само по себе является серьезным эмоциональным испытанием. Кроме других проблем, все ученики совершают прыжок из самоуверенности в самокопание. Представления их о себе очень шатки, и они часто не верят в свои силы. Основой «социального самоуважения» является уверенность учеников в том, что они могут устанавливать и поддерживать дружеские связи, строить близкие взаимоотношения и управлять возникающими кризисами.
Дети, получавшие уроки эмоциональной грамотности, отличаются от своих сверстников: они находят новые способы выстраивать отношения с одноклассниками, у них возрастает потребность в академических знаниях, у них значительно меньше проблем с курением и употреблением наркотиков. Их научили правильно пользоваться своими эмоциями, а это пусть на какое-то время, но поможет им противостоять трудностям и справляться с проблемами.

Перевод И. ИВАНЕНКО
по книге «Эмоциональные способности.
Почему это может значить больше, чем IQ?».
Нью-Йорк, 1995 г.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru