Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №47/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ЛЕТНИЕ ИТОГИ
“ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО” ОТ СЕНТЯБРЯ ДО ИЮЛЯ

Школа привыкла жить от сентября до сентября. Мы так и говорим: осенью – начало учебного года, а к 1 июля – конец. Потом два месяца каникул, и опять начало. Но что если перед самым отдыхом вспомнить удачи и открытия уже улетевшего в прошлое года. Ведь если не найти этих нескольких минут, время закроет прошедшую жизнь своей космической дымкой. А там было немало важного, точного, созвучного времени, что наверняка может пригодиться в будущем.
Видимо, и нам в школьном отделе «Первого сентября» тоже пришло время оглянуться...

Сельская школа:
Спасение – в отказе от общих рецептов

Когда в прошлом году в газете появилась полоса “Сельская школа”, тон ее публикаций был довольно резкий, тревожный. Сельская школа попросту погибала. Идеи ее реанимации, изложенные в “Концепции реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности Российской Федерации”, не внушают оптимизма. Ведь невозможно применить один, даже самый лучший, рецепт к деревенским школам, таким разным, порой насчитывающим от трех до пяти учеников. Во многом разрушительна для крестьянского уклада и идея школьного автобуса, везущего ребенка за несколько верст от дома для получения образования, идея интернатов и маленьких школ как филиалов больших.
Да, деревенские дети тоже должны, хотят и имеют право врастать в общемировую культуру, но весь вопрос – как это сделать, чтобы и ребенка сохранить, и школу не сломать. Появился даже особый термин – “крестьянское качество образования”, предложенный нашим постоянным автором из Красноярска Игорем Реморенко. Крестьянское качество – это прежде всего запрос на практическое применение знаний, житейская смекалка, уважение к устному рассказу, ведь испокон веков деревенские дети получали многие сведения именно так – лежа вечером на печи, слушая отца, маму и деда, неторопливо разматывавших в рассказе нить своей жизни. Крестьянское качество образования подразумевает ежедневный упорный осмысленный труд: труд на земле, труд открытия неизвестного мира.
Однако и здесь не может быть одного спасительного решения на всех, одной-единственной формы, одного содержания образования. Так в поле нашего зрения появилась проблема необходимости более тщательной разработки типологии сельских школ и укоренения на местах этих разных типов, о чем говорила в интервью для газеты Марина Гурьянова, руководитель ВНИК “Сельская школа и социум” Российской академии образования. Агрошкола, школа-комплекс, сельский лицей, малокомплектная разновозрастная школа – это лишь самые известные модели, которых еще существует великое множество.
Но все-таки главная функция деревенской школы – быть дверью в большой (не обязательно городской!) мир для ребенка и социальным центром села, где найдут достойное место взрослые люди – и не только учителя, как это случилось в карельском селе Коткозеро, в алтайском поселке Тальменка и многих других местах. В деревне чужих детей не бывает, все растут под одним небом. И теперь, например, в Красноярском крае эта традиция продолжается в виде районных родительских собраний, а на Украине художник Александр Шевченко силами детей и взрослых создает целый музей местной истории, нужный всем.
Не станем раскрывать наши будущие секреты. Скажем лишь, что “Сельская школа” по-прежнему беспокоится за судьбу школ маленьких и больших, каменных и деревянных, знаменитых и обыкновенных и постарается вместе с ними искать пути достойной, осмысленной и радостной жизни.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru