Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №45/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

Я ИДУ С УРОКА

Все познается в сравнении...

Вот уж действительно, все познается в сравнении...
И многие, казалось бы, неразрешимые педагогические проблемы – как только
дело доходит до сравнения – рассеиваются как бы сами собой. Скажем, учитель объяснил очередную тему – а Вовочка опять ничего не понял. Учителю-то хорошо: он может сравнить Вовочку, допустим, с Машей и поставить Вовочке, например, такой диагноз: «Не понял, потому что не слушал».
А вот Вовочке объяснение учителя сравнить было явно не с чем.
А если бы у него такая возможность была? Например, учитель посылает все того же Вовочку, скажем, к Васе и Асе узнать: а как они понимают новую тему?
Тогда, может быть, и проблема Вовочкиной невнимательности рассеется?
А там, глядишь, и какое-то понимание в Вовочкиной голове забрезжит.
Тут ортодоксальный педагог может погрозить нам пальчиком: дескать, вдруг у Вовочки «забрезжит» не такое понимание, как предусмотрено в программе. Что ж, не сдадимся мы: пока у Вовочки есть что с чем сравнивать, он неизбежно будет продвигаться в своем понимании все дальше и дальше.
А там, может, и самого учителя обгонит. То-то радость учителю! (Кто ж из нас не мечтает побывать на месте Жуковского, побежденного талантом своего ученика Пушкина!)
Один из фундаментальных принципов социоигровой режиссуры урока – вариативность. Ведь именно через сравнение различных вариантов (включая, разумеется, и неверные) приходит понимание. Вот и мы продолжаем затеянный в прошлую субботу разговор, публикуя вариант отклика на письмо из Бурятии. Одна из тем, затронутых в том письме, – конфликт с новым директором по поводу школьной дисциплины.
Замечательно то, что сегодняшний материал построен на нескольких этажах сравнения традиционной и альтернативной, элитарной и общедоступной школ: на сравнении родительских ожиданий и их окончательных решений; на сравнении того, что для педагога кроется за словами «свобода» и «порядок».
Дорогие читатели, не поленитесь (хоть отпуск – это, конечно, святое!) вернуться к прошлой субботней страничке. Надеемся, что сравнение двух откликов – А.Ершовой и Т.Алексеевой – позволит вам под неожиданным углом зрения посмотреть и на профессию, и на взаимоотношения друг с другом. Уверены, что после такого сравнения вы наверняка перечитаете и само письмо. И когда вам откроются какие-то иные глубины, горизонты и заоблачные дали (а они обязательно откроются!),
то обещаем, что в ответ пришлем фотографию с восторженной подписью: «Победителю-читателю от побежденных газетчиков».

Мария ГАНЬКИНА, Вячеслав БУКАТОВ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru