РУБРИКА
ПОДРУБРИКА
Пока мы тут обмениваемся мнениями,
взвешиваем все «за» и «против», многие родители
успели получить задание на лето: приблизительно,
на глазок, определить будущие размеры своего
ребенка, а сумму, очень конкретную и немалую,
оплатить уже сегодня.
– А вдруг мой ребенок за лето сильно вытянется? –
сопротивлялись самые смелые.
– Да прибавьте по всем замерам по пять
сантиметров, и все дела! – не сдавались директора
школ.
И их можно понять: договора подписаны, лакомый
заказ на школьную форму принят.
А тихий ропот родителей...
Кому он интересен?
Обязательная покупка всегда дорогая и
некачественная
А значит, от введения школьной формы
в первую очередь пострадают малоимущие
Есть целый перечень крайне острых и
болезненных проблем, о которых заранее известны
две принципиальные вещи: во-первых, о них всегда
спорят непримиримо и со страстью, а во-вторых, все
доводы в этом споре, все “за” и “против”
давным-давно уже высказаны. Открывает этот
вечный список проблема смертной казни, а
замыкает... проблема школьной формы.
Никаких новых аргументов – на сегодняшний день,
во всяком случае – тут не предвидится. А значит,
дело в том, как именно известные аргументы
группируются, какие выдвигаются на первый план и
считаются самыми убедительными.
В последнее время наиболее действенным доводом
оказывается экономический. Скажу резче: зачастую
моральные, религиозные, эстетические и прочие
аргументы только камуфлируют экономическую
подоплеку. Однако экономические аспекты
введения школьной формы почему-то обсуждаются
меньше остальных.
Почему? И выгодна ли школьная форма
отечественной промышленности, экономит ли она
семейные средства, кто вообще выигрывает от ее
введения и, соответственно, настаивает на ее
необходимости?
Думаю, можно смело признать: швейным
предприятиям и в целом отечественной легкой
промышленности введение школьной формы
чрезвычайно выгодно и удобно. Вопрос в другом:
сиюминутный это выигрыш или долговременный?
Если бы я была руководителем швейной фабрики, я
бы просто мечтала о таком заказе, как военная или
школьная форма. В самом деле, ведь произведенную
продукцию всенепременно купят. Нет риска, нет
конкуренции со стороны более дешевого или более
качественного, а нередко и дешевого, и
качественного импорта. Будет чем платить
зарплату работникам. Возникнут новые рабочие
места или по крайней мере не придется никого
увольнять. Такие заказы обычно сопряжены со
всяческими льготами. И так далее.
Что ж, это действительно очень серьезный
аргумент, и мы как разумные граждане должны быть
заинтересованы в поддержке отечественного
швейного дела.
Тут есть свои закавыки. Заказ на военную форму –
государственный. Государство берет на себя
обязательство обмундировать армию, и это
действительно необходимо, поскольку армия
существует. Если государство призывает юношу, то
и одевает его. За счет налогоплательщиков,
конечно, но конкретной семье на военную форму
тратиться не надо, причем солдатику на время
службы форма заменяет все прочие виды одежды.
А школьную форму покупать придется родителям.
При этом жизненной, сурово-практической
необходимости в этой форме нет. То есть семья в
обязательном порядке должна будет выкладывать
деньги за то, в чем у нее нет естественной,
настоятельной потребности. В сущности, это нечто
вроде нового налога в пользу легкой
промышленности на семью с детьми школьного
возраста. Налог выплачивается ежегодно, потому
что дети растут.
В общем, родителям учеников введение
обязательной школьной формы в материальном
смысле невыгодно. Для бедных семей не просто
невыгодно, а болезненно. В самом деле, рассчитав
средства, подкопив деньжат, малоимущие родители
купят мальчишке и девчонке что-то недорогое,
вполне приличное и универсальное вроде джинсов,
рубашки, свитера, которые и в школу, и на работу, и
на праздник сгодятся. Но теперь, увы, придется
копить еще и на специальную школьную форму,
которая применима исключительно только в классе
и отнюдь не снимает проблемы, в чем выйти “и в
пир, и в мир, и в добрые люди”.
Гарантированно можно утверждать, что форма будет
дорогая и плохого качества. Почему дорогая?
Потому что на все, что человек покупать обязан,
низких цен не бывает. Почему плохого качества? По
тому же самому: если человек обязан купить некую
вещь, производителям совершенно незачем
добиваться хорошего качества. В этом смысле
школьная форма невыгодна в долговременной
перспективе и самим швейным предприятиям, потому
что разбаловывает их и позволяет работать
кое-как: “Все равно купят, куда денутся”.
Ну а если какая-нибудь школа сделает отдельный
заказ на изысканную форму для своих учеников, то
цена ее окажется просто золотой. Модельерам,
швейным комбинатам это будет замечательный
подарок, родителям – сущее разорение.
Организаторы выгодного заказа официально или
неофициально, но в обязательном порядке получают
от исполнителей определенный процент. Поэтому не
подлежит сомнению, что министерские чиновники,
лоббирующие введение школьной формы, директора
лицеев и гимназий, преподносящие швейникам
индивидуальный заказ, материально
заинтересованы в этом начинании.
Да, организаторы получат свой процент вполне по
делу: они действительно оказывают исполнителям
огромную услугу. Беда в том, что в данном случае
они организуют совершенно ненужную и
обременительную для рядовой семьи затею. Услугу
они оказывают за наш, родительский, счет.
Не стану преувеличивать и плакаться, что
ежегодная покупка формы для сына и дочери
прямо-таки разорит нашу семью. Кстати, нужно ведь
будет покупать не два костюма, а четыре – для
холодного периода и для теплого. Неприятно,
конечно, ведь у нас нет лишних денег, и, честное
слово, ту сумму, которую придется выкладывать за
форму, мы могли бы потратить с куда большей
пользой для детей. Противно и то, что о реальных
экономических рычагах предпочитают не
упоминать, зато поднимают излишний шум о
морально-эстетическом значении формы, тогда как
на самом деле оно противоречиво, и тут мы ни до
чего не доспоримся.
Кому-то строй одинаково одетых учеников кажется
эстетически оправданным, а мне и моим детям
категорически не нравится. И ведь мы не одни
такие на белом свете, но нашими вкусами и
предпочтениями пожертвуют. Разве можно выдумать
одежку, которая абсолютно всем была бы к лицу? За
что же страдать тем, кому форма не идет?
Часто приходится слышать: форма нужна, чтобы дети
из более бедных семей не чувствовали себя
дискомфортно рядом с разнаряженными богатыми
детьми. Этот довод для меня тоже неприемлем.
Во-первых, не надо делать мне одолжение и ради
моих детей ущемлять богатых ребят: мы сами
разберемся, от чего испытывать дискомфорт, а от
чего не испытывать. Во-вторых, если уж на то пошло,
дело ведь не только в платье: у богатых и пальто, и
обувь, и аксессуары, и спортивные, и письменные
принадлежности – все другое, дорогое. Тут
никакая одинаковость не возможна, и кто захочет
чувствовать себя ущемленным, тот найдет
основание.
Сплошная унификация невозможна по тем же
экономическим причинам: если родителей обяжут
приобретать одинаковые вещи – следовательно,
приобретать у какой-то определенной фирмы, – то
конкуренты попросту начнут отстрел инициаторов
столь интересного начинания. Так вот: лучше не
надо. Ни формы, ни унификации, ни отстрела.
Ольга ШАПОВАЛОВА,
мать двоих школьников, не желающих носить форму
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|