Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №43/2002

Третья тетрадь. Детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ

Пока мы тут обмениваемся мнениями, взвешиваем все «за» и «против», многие родители успели получить задание на лето: приблизительно, на глазок, определить будущие размеры своего ребенка, а сумму, очень конкретную и немалую, оплатить уже сегодня.
– А вдруг мой ребенок за лето сильно вытянется? – сопротивлялись самые смелые.
– Да прибавьте по всем замерам по пять сантиметров, и все дела! – не сдавались директора школ.
И их можно понять: договора подписаны, лакомый заказ на школьную форму принят.
А тихий ропот родителей...
Кому он интересен?

Александр КАСИЦИН

Один одевается хорошо, другой – плохо...

Сделаем так, чтобы все одевались плохо?

Спор о том, нужно ли вернуть в школу общую для всех форму одежды, ведется с того самого момента, как ее... окончательно упразднили. Выдвигалось множество аргументов «за» и «против», перессорились все заинтересованные стороны – учителя, администрация, родители, школьники...
Естественно, что все они, находясь в одной системе, отстаивали каждый свои права, боролись за новые. Это противостояние продолжается до сих пор.
Я в данный момент никак не связан со школой, то есть мое мнение абсолютно бескорыстно. Школу закончил не так давно, забыть о ее быте не успел и учился в ней как раз в момент отмены школьной формы.
Скажу сразу: я категорически против школьной формы. Считаю ее противоестественным явлением, придуманным только для того, чтобы дать детям еще один повод для ненависти к школе, увеличить разлад между детьми и педагогами и создать побольше проблем для родителей.
Впрочем, мои личные эмоции вряд ли являются достаточно веским аргументом в затянувшемся споре. Может, лучше посмотреть на эту проблему более здраво и услышать доводы тех, кто выступает за возвращение школьной формы?
Они говорят: «Дети в школах стали неуправляемыми, они крайне недисциплинированы и относятся к школе без должного уважения». Согласен, во многих случаях это действительно так. Но все же люди, считающие, что ситуацию легко исправить одним формальным жестом, удивляют. Боюсь, все не так. И устранять надо не проявления, а причины недуга. Конечно, проще объяснить сбой, включая собственные просчеты, системой. Само слово «форма» уже о многом говорит. Это именно форма, упаковка, не определяющая содержания. А проблемы, которые беспокоят моих оппонентов, кроются в другом. Например, в устаревшей школьной программе, с трудом удерживающей внимание и интерес детей, и без того живущих в море самой разнообразной информации. Или в том, что далеко не все педагоги уважают свою профессию и способны заниматься ею с увлечением. Они перегружены, получают мало денег, злятся на себя, на школу, на детей. А дети – существа чувствительные, они все видят, все понимают. Чего же от них ожидать?
«Вот на Западе дети с гордостью носят форму своей школы», – сетуют взрослые. Неужели вы думаете, что, не уважая свою школу, дети станут ею гордиться, надев форму?! Думаю, что для достижения этой красивой картинки нужно сначала изменить школу как таковую. Исправить атмосферу в ней. И если уж кивать на западные школы, то обратить внимание на то, что они куда неформальнее наших. Дети в них чувствуют себя комфортнее, и поэтому «формальность формы» их не смущает. Она скорее вносит игровой момент. И пусть недоброжелатели зубоскалят, что западное образование оставляет детей неучами, что, заканчивая школу, они знают куда меньше наших, но выходят-то они из нее не такими запуганными и закомплексованными!
Многие воспринимают детей как маленьких взрослых. И удивляются, когда они ведут себя как-то «не так»: не слушаются, шалят, почему-то наряжаются как новогодние елки... Да потому что они дети! Им нужно играть, пробовать разные роли, иногда не слушаться, капризничать. Это так естественно! Мы же не удивляемся, что котята спят днем, залезают на шкафы или гоняются за собственным хвостом. Им позволяется быть спонтанными, от них ничего не требуют. А детей с детского сада пытаются превратить в стариков. Заставляют есть в определенные часы, а не когда хочется, сидеть бесконечно долго за неудобной партой и не плакать на людях, не смеяться слишком громко. А потом все эти доморощенные макаренки удивляются, почему дети становятся скрытными, озлобленными, почему протестуют против школы, против взрослых, эпатируют окружающих и ведут себя вызывающе. Что тут же предлагают серьезные взрослые люди для прекращения беспорядков? Зажать хулиганов еще сильнее, заставить носить форму: будут, мол, поспокойнее. Ну не дикость ли?
Куда острее, на мой взгляд, проблема материального неравенства детей: кто-то может себе позволить щеголять в дорогой одежде, а кто-то вынужден донашивать старенькую и стесняться ее. Удручает само решение, такое традиционное в нашей стране. Один одевается хорошо, другой – плохо. Сделаем так, чтобы все одевались плохо! Иначе не получится, потому что у родителей, еле наскребающих деньги на простую одежду, вряд ли хватит ресурсов на хорошую красивую форму, которую надо менять чуть ли не каждый год: ведь дети быстро растут. Получается, что все будут носить плохую одежду, чтобы никому не было обидно. Это уже было, не так ли?
Конечно, есть и другие пути, о которых редко вспоминают: выплачивать, например, малоимущим семьям достаточные субсидии, чтобы они могли нормально одевать детей. Что сложно, гораздо дешевле всех одеть плохо. Но сегодня, учитывая огромный выбор одежды в магазинах, такая мера совершенно искусственная и вызывает недоумение. Тем более скрыть, что у Маши дома целый шкаф с платьями, а у Васи – собственная машина, все равно уже невозможно. Дети очень многое знают друг о друге.
Одно успокаивает: проблема сильно преувеличена. В больших городах существуют самые разные школы – не только по специфике, направлениям, но и в материальном плане. Практически невозможен вариант, при котором ребенок из очень богатой семьи учится с ребенком из очень бедной. Первый ходит в закрытый загородный пансион, а второй – в так называемую обычную школу. Общество расслаивается, соответственно возникает все больше градаций школ. Кроме крайних вариантов, о которых я уже упомянул, существует огромное количество школ при вузах, специализированных «серьезных» школ, где даже среди детей способности и успехи значат больше, чем стоимость одежды. Есть бесплатные школы, «полуплатные», есть и дорогие. И если не вмешиваться в процесс с надуманными мерами вроде школьной формы, можно ожидать уменьшения конфликтов на этой почве.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru