Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №42/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N55

Борис СОКОЛОВ

Баландин Р.К. 100 великих богов.

М.: Вече, 2002

Баландин Р.К. 100 великих богов.

В словаре собраны боги едва ли не всех народов Земли. Здесь рассказано о Великом Боге охоты и Первой богине доисторических людей, о богах Египта и Ассирии, Шумера и Вавилона, Индии и Ирана, Китая и Японии, Америки и Африки, Финикии и античных Греции и Рима, древней Германии и языческой Руси. Как подчеркивает Рудольф Баландин, «если собрать все мифы и легенды, которые сложены о богах, то получатся десятки увесистых томов, а число упоминаемых богов перевалит за тысячу». Поэтому отбор персонажей для словаря по необходимости носит субъективный характер. Как считает автор, «люди, размышляя о мире и о себе, невольно приходили к одним и тем же чувствам, образам, представлениям. Такое духовное единство заставляет предполагать нечто надчеловеческое, малым отражением чего мы являемся…»
По мнению Р.Баландина, убежденного атеиста, возникновение у людей идеи Бога – это тайна, которая вряд ли когда-нибудь будет раскрыта. Ибо «мнений на этот счет высказано немало, но ни одно из них не может считаться бесспорным, надежно обоснованным». Тут хочется ответить словами Михаила Булгакова: «И доказательств никаких не требуется. Все просто: в белом плаще с кровавым подбоем…» Дальше читатели наверняка вспомнят. Бог – это предмет веры, и люди давно уже поняли, что бесполезно искать доказательства Его бытия. Для верующих идея Бога, как и он сам, существует вечно и не имеет ни начала, ни конца. Для неверующих же Бога нет, а значит, и идея его представляется фикцией.
Но с другим замечанием автора можно согласиться: «Действенность магии определяется степенью веры в нее». А в древних языческих богов верили все без исключения, и верили абсолютно.
Относительно хорошо известных европейским читателям богов Древнего Египта и античной Греции и Рима в книге содержится мало нового. А вот о более экзотических древнекитайских божествах сообщается и нечто новое для широкой публики. Мы узнаем, например, что в китайской мифологии нет сколько-нибудь стройной системы (или она труднопостижима для европейского ума?), и потому там очень сложно выделить главных богов. И не случайно среди китайцев приобрели популярность представления о безличном боге Неба, воплощающем Судьбу. А еще китайцы издавна гадали на костях животных и панцирях черепах. На костях делали несколько углублений и наносили на них иероглифы-вопросы.
Затем раскаленным бронзовым стержнем углубления прожигались, и по сети образовавшихся трещин гадатели узнавали ответ божества. По мнению автора словаря, «такой способ регулировать, пред-
определять свои поступки не так нелеп, как может показаться. Когда люди разуверяются в привычных верованиях, а более надежных духовных ориентиров не имеют, в сознании воцаряется хаос». Вот гадание и помогает преодолеть этот хаос, предлагая человеку определенную стратегию действий и поступков. Лучше следовать определенному плану, пусть и покоящемуся на ложных основаниях, чем не следовать никакому. Человеческая психика всегда жаждет определенности, пусть и мнимой.
Среди славянских языческих богов Баландин выделяет самого таинственного – Рода, с которым, возможно, связано «святое почитание родины, природы и народа, характерное для русских с давних пор». Стоит заметить, что точно так же почитают родную землю и природу и многие другие народы, совсем не славянские. А Перун, повелитель грома и молний, в христианстве превратившийся в Илью Пророка, «пребывал высоко в небесах, оттуда то благосклонно смотрел на дела людей, то в гневе громогласно гремел и грозил молниями». Баландин, сам геолог по первой профессии, объясняет, что такое «стрелы Перуна», которые Бог будто бы в гневе посылает на людей: «В земле или в речных наносах встречались гладкие, заостренные на одном конце камни, подобные наконечникам стрел… Оказалось, что большинство «громовых стрел» Перуна – это окаменевшие ростры беспозвоночных животных белемнитов, обитавших в давно исчезнувших морях».
А вот единственная представительница женского рода среди восточнославянских богов – Мокошь, до сих пор остающаяся загадочным и до конца не познанным божеством. Она считалась покровителем женских занятий, прежде всего прядения. Еще в XIX веке существовало поверье, что если пряха заснула, а веретено вертится, то за нее прядет Мокошь. Ее культ всегда был тайным. Быть может, женщины верили, что богиня приворожит любимого. Как отмечает Р.Баландин, «если забывается имя языческого бога, народ находит ему замену в системе новой религии». Так, Перун превратился в христианского громовержца Илью Пророка, а Мокошь – в святую Параскеву-Пятницу, покровительницу полей, водоемов, колодцев, домашнего хозяйства, а по совместительству еще и целительницу.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru