Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №42/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N55

Леонид АШКИНАЗИ

Лекарство для всех сразу

Физика в экзаменационных вопросах и ответах. –

Болсун А.И., Галякевич Б.К.
Физика в экзаменационных вопросах и ответах. –
М.: Рольф, 2002

Существует множество анекдотов на тему “Сдавать китайский? Так мы его не учили. А когда? Завтра? Тогда только вечером”. Но если говорить серьезно, то любой студент скажет, что учить предмет для того, чтобы его знать, и учить, чтобы сдать экзамен, надо по-разному. Поэтому современная система подготовки в вуз, все более и более эволюционирующая в сторону veni, vidi,vici, то есть вызубрить, сдать, забыть, должна вызывать у нормального педагога содрогание. Изделия типа “весь курс чего-то в кармане” с их заботливо выбранным малым форматом способны вызвать шок у профессионального укротителя школьников. Но не будем о страшном – книга “Физика в экзаменационных вопросах и ответах” имеет нормальный формат. И некоторую оторопь при первом взгляде вызывает другое: фраза “Пособие для абитуриентов, репетиторов и учителей”. Утешив себя мыслью, что автор вовсе не считает, что одна книга может быть полезна клиентам всех трех категорий, а это просто реклама, открываем и читаем в аннотации: “...подготовиться к вступительному экзамену по физике, не прибегая к другим пособиям”. Ну хорошо, думаем мы, с промоушеном у авторов все путем, а с содержанием?

Книга состоит из нескольких частей. Первая – описание экзамена по физике. Авторы пишут, что устный экзамен состоит из двух вопросов и одной задачи. По-видимому, авторы не вполне корректно распространяют белорусский опыт на территорию России. К сведению: не всегда двух и не всегда одной. Кстати, в предисловии сказано, что авторы имеют многолетний опыт преподавания в вузах, но не сказано в каких. К сведению: книжки нынче стоят столько, что покупающие их родители читают предисловия. И некоторые читают внимательно, так что лучше писать все прямо, а то еще подумают невесть что.

Очень полезен приведенный в книге список того, что “надо знать о физическом явлении”, “...о законе”, “...о теории”. Эти списки позволяют структурировать ответ и при наличии знаний помогают при ответе ничего не упустить. Но что делать, если по какому-то пункту в учебнике нет информации? Хотя бы одну фразу стоило об этом сказать – стресса школьникам (нашими заботами) и без того хватает.

Вторая часть – экзаменационные вопросы с кратким изложением ответов. Это просто учебник физики, сокращенный и переписанный в форме ответов на пункты программы, причем переписанный неряшливо. То на больших высотах ускорение свободного падения зависит от высоты – надо понимать так, что на малых не зависит? Зачем писать: “Угол между перемещением и силой трения равен пи”? Чтобы школьник поупражнялся в геометрии? Фраза “Верхняя граница атмосферы находится на высоте около 1000 км над уровнем Земли” кроме опечатки и физической ошибки содержит еще и противоречие с описанием плавного уменьшения плотности с высотой, при котором простое слово “плавно” почему-то так и не употреблено. А как вам понравится такой пассаж: “...T = (t + 273)K, где t = (T – 273)оС”? До смерти способно напугать – не знаю, как школьника, но учителя уж точно – утверждение “...содержание углекислого газа в атмосфере Земли увеличилось примерно на 5%”. Строго говоря, и ошибкой это так уж прямо назвать нельзя, но книга полна подобными неаккуратностями. Мне кажется, что изложить в этом объеме текста имеющийся в книге материал можно было без некорректностей. Но даже если это не так – оправдывает ли это ляпы? Мне кажется, что нет, и вообще, если изложить ясно данный объем материала в данном объеме нельзя, то и не надо это делать. В конце концов, мы не гребцы на галерах.

Третья часть – задачи. Сначала авторы излагают рекомендации, потом дают примеры решений, потом задачи без решений. Конструкция естественная и известная, можно только посетовать на а) отсутствие сложных задач и б) отсутствие привязки сложности задач к уровню вуза. Наверное, следовало бы разбить задачи хотя бы на два, лучше – на три или четыре уровня, указав, для каких вузов тот или иной уровень обычен.
Впрочем, решать задачи полезно всегда.

Четвертая часть – контрольные работы (наверное, для школы?) и экзаменационные задания. И к тем и к другим можно отнести сказанное выше: нет сложных задач и нет привязки уровня задач к реальному уровню.

И наконец, справочные материалы. Тут опять же все более или менее естественно (краткие сведения по истории физики, формулы, физические постоянные, единицы, множители и приставки, основные сведения из математики). Непонятно только одно: что за список “Литература” в конце? Наверное, следовало написать “Использованная литература”, учитывая, что авторы рекомендуют свою книгу для подготовки, “не прибегая к другим пособиям”. Наверное, в какие-то вузы по этой книге готовиться можно. Плохо только то, что неясно, в какие.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru