Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №42/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N55

Борис СОКОЛОВ

Энциклопедия для детей.
Дополнительный том.
История XX века.
Зарубежные страны.

М.: Аванта+, 2002

Энциклопедия для детей.

Дополнительный том «Энциклопедии для детей» освещает тему, довольно слабо затронутую в основном томе «Всемирная история». Это история зарубежных стран в XX веке. Авторы тома отмечают, что «именно в XX в. человечество как никогда остро осознало себя единым организмом, живущим в общем доме – на планете Земля. Но единство современного мира часто оборачивается для многих государств полной беззащитностью перед экономическими кризисами, охватывающими целые регионы планеты». Книга рассказывает «о победах и трагедиях человечества». Упор при этом делается на биографический аспект и на то, чтобы рассказ о событиях недавнего прошлого был не только достоверен, но и интересен. В томе можно найти биографии кайзера Вильгельма II и Чан Кайши, Карла Либкнехта и Юзефа Пилсудского, Франклина Рузвельта и Уинстона Черчилля, Муссолини и Гитлера, Франко и Ататюрка, Джавахарлала Неру и Мао Цзэдуна, Ким Ир Сена и Фиделя Кастро, Мохаммеда Реза Пехлеви и свергнувшего его аятоллы Хомейни, Дэн Сяопина и Перрона, Бен-Гуриона и Гамаль Абдель Насера, Вацлава Гавела и Сальвадора Альенде и еще десятков политиков и государственных деятелей, включая «террориста номер один» Усаму Бен Ладена (в книге успели отразиться теракты 11 сентября). В главах, посвященных Первой и Второй мировым войнам, речь идет только о событиях, происходивших за пределами Восточного фронта.
Подавляющее большинство глав и дополнительных очерков отличает подчеркнутое стремление к объективности. Исключения невелики и, как кажется, оправданны. Например, история арабо-израильских войн дана с точки зрения Израиля. В свете нынешней кампании исламского террора на Ближнем Востоке и во всем мире такой подход не вызывает возражений. В томе также выдержан необходимый баланс между историей Европы, Северной Америки и стран «третьего
мира».
В первой части энциклопедии, посвященной событиям до 1914 года, описываются только войны и революции. Промежуток между двумя мировыми войнами, напротив, разбит на очерки по странам, и только в период непосредственно перед сентябрем 1939 года вновь появляются очерки о локальных войнах. Мир после Второй мировой войны увиден прежде всего через противостояние различных военно-политических блоков, метрополий и колониальных стран, через призму межнациональных конфликтов. Здесь подчеркивается, что прологом к «холодной войне» послужил «чудовищный эксперимент» – атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки, целью которой было продемонстрировать военные достижения США». Отметим, что главной целью было также принудить Японию к скорейшей капитуляции, иначе бы японское сопротивление, по оценке американских экспертов, могло бы продлиться от 6 до 12 месяцев. В целом же ход «холодной войны» изложен политкорректно, без возложения ответственности лишь на одну из сторон.
Заключительная часть энциклопедии состоит из статей общего характера – «Третий мир», «Исламский фундаментализм», «Информационная революция». Противостояние «богатого Севера» и «бедного Юга» объясняется не принадлежностью стран к тому или иному военно-политическому блоку, а «соотношением между всей производимой в стране продукцией и численностью населения». Правда, авторы тома различают «государства богатые, «средний класс» и бедные», причем Россия с ее 2331 долларом ВВП на душу населения и 90-м местом в мире будто бы «принадлежит к низам «среднего класса». Ну что тут скажешь! И как вообще выделить этот загадочный мировой «средний класс». Как быть, например, с Португалией, беднейшей из стран Евросоюза, к нынешнему уровню которой нам еще идти, по самым оптимистическим оценкам, еще лет 50 (если цены на нефть не упадут). Подозреваю, что понятие стран «среднего класса» авторы ввели только затем, чтобы не причислять Россию к отсталым государствам и объяснить ее культурную и политическую принадлежность скорее к Северу, чем к Югу. Можно также сказать, что Север стал творцом информационной революции, а Юг до сих пор не в состоянии воспользоваться многими ее плодами. Под информационной революцией в книге понимается появление в середине XX века принципиально новых средств информации и информационных технологий, в обыденном сознании ассоциирующихся с компьютерами и спутниковой связью. Благодаря этому было достигнуто информационное единство мира, зато объемы информации стали расти в геометрической прогрессии, и мозг человека не в состоянии усваивать ее в необходимом объеме для выполнения тех или иных задач. Как подчеркивается в энциклопедии, «глобальные системы коммуникации могут применяться не только на благо цивилизации – ими активно пользуются преступные сообщества… Оградить цивилизацию от использования достижений ИР в неблаговидных целях – задача ближайшего будущего». Полное достижение этой цели выглядит такой же утопией, как и полное искоренение преступности. Надо не предотвратить использование новейших информационных технологий во вред человечеству, а научиться жить с этой угрозой и не допустить ее разрастания до катастрофического масштаба.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru