Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №42/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
НА КНИЖНОЙ ЛЕСТНИЦЕ 

Андрей МИРОШКИН

Ж.Делёз Критика и клиника

– СПб.: Machina, 2002. – (СериЯ «Критическая библиотека»)

Ж.Делёз Критика и клиника

А в Петербурге, как «бог из машины» (см. название издательства), появился – в виде свежеизданной книги – Жиль Делёз. Это уже философ «по преимуществу», писал исключительно научные труды, преподавал в Сорбонне. Покончил с собой три года назад в 74-летнем возрасте, почувствовав, что силы оставляют его. «Критика и клиника» – последняя книга философа, написанная за два года до смерти. Полностью на русском эта книга, ставшая культовой у западных идеологов постмодернизма, вышла впервые. В той же серии «Критическая библиотека» ранее выходили сочинения Ж.-Ф.Лиотара, Ж.Батая, Ф.Лаку-Лабарта и других современных философов и культурологов Франции. Подготовлено нынешнее издание весьма основательно: емкие комментарии, большая статья-послесловие С.Л.Фокина, рассказывающая о жизни и трудах ученого…
В отличие от «небожителя» Бланшо Делёз пишет более внятно и логично, подчас с какой-то витальной энергетикой. Он ничуть не онтологичен, его интересует не «что такое литература?», а «что значит писать?». Кстати, слово «клиника» в заголовке относится и к автору (боровшемуся в годы работы над книгой с неизлечимой болезнью), и к его персонажам – писателям и философам: от Платона и Канта до Льюиса Кэрролла и Альфреда Жарри. Литература, на взгляд Делёза – это не что иное, как равноудаленное движение между критикой и клиникой. И вообще, по его мнению, легенды о какой-то «высокой болезни» писателей несколько преувеличены: писатель скорее не больной, а врачеватель, излечивающий человеческие недуги.
Как, пожалуй, и всех философствующих критиков, Делёза волнует проблема другого языка, создаваемого великими писателями: «Для письма нужно, наверное, чтобы родной язык опостылел до того, что синтаксические нововведения стали бы вычерчивать в нем своего рода иностранный язык и чтобы вся речь, целиком и полностью, вывернулась наизнанку, показала оборотную сторону всякого синтаксиса». Но в творениях знаменитых авторов обновляется не только язык: порой фантастические мутации происходят и с традиционными, набившими оскомину жанрами литературы. Так, по наблюдению философа, у Леопольда фон Захер-Мазоха нередко «весь роман становится романом дрессировки, последней метаморфозой романа воспитания». Что ж, в русской литературе тоже немало весьма нетрадиционных романов воспитания...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru