РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
НА КНИЖНОЙ ЛЕСТНИЦЕ
М.Бланшо
Пространство литературы
– М.: Логос, 2002. – (СериЯ «Ecce homo»)
Новые издания современных французских
мыслителей нынче не редкость, но тут
одновременно вышли две книги известных авторов,
посвященные не собственно философским
проблемам, но литературе. В московском «Логосе»
появилась знаменитая (и доныне целиком на
русский не переводившаяся) книга-эссе Мориса
Бланшо «Пространство литературы», впервые
изданная «Галлимаром» в 1955-м. Автор –
современник Сартра и Камю, романист и
«философический критик». Публиковался он
сравнительно нечасто, но почти каждая его работа
производила потрясение в европейских умах. В
отличие от многих философов своего поколения
марксизмом Бланшо не увлекался, даже, напротив,
был какое-то время неравнодушен к консервативным
идеям – разумеется, в их эстетской упаковке.
Впрочем, в «Пространстве литературы»
общественные взгляды автора никак не отразились,
здесь вообще не отразилось никаких взглядов,
кроме литературно-философских.
Письмо Бланшо нематериально, абстрактно, лишено
экспрессии и чувственности. Его эссе почти
полностью состоят из смысловых затемнений,
однако возвышенный стиль сам по себе
завораживает. Бланшо размышляет о любимых своих
писателях – Малларме, Кафке, Рильке, Гёльдерлине,
– но это не интерпретации творчества в
традиционном филологическом ключе. Ни поэтики,
ни текстологии, ни какого-нибудь подсчета
женских/мужских рифм здесь нет и в помине.
Литературное произведение под пером Бланшо
лишается какого бы то ни было объективного
статуса, анализируемый текст «осуществляется» в
самом внутреннем акте чтения. Философа
интересует метафизика писательства, чтения и
искусства в целом: почему писатель не перестает
писать? какова роль читателя в генезисе
произведения? почему творение иногда
«отторгает» своего создателя? и наконец, «куда
привело нас искусство»? Тема взаимоотношений
писателя и смерти тоже актуальна для автора
книги: «Художник завершает свое творение лишь в
то мгновение, когда умирает, никогда так и не
познавши его». И далее еще афористичнее:
«Писатель отгораживается от мира, чтобы писать, а
пишет, чтобы умереть спокойно».
Писательство в трактовке Бланшо сродни
монашескому обету, это опыт абсолютного
погружения в мир чистых идей, нематериальных
помыслов. Отношения литературы и мирской жизни
подчас не менее загадочны, чем писательские
тексты. В «Пространстве литературы» нет
отдельного эссе об Артюре Рембо, но судьба этого
поэта лейтмотивом всплывает в разных местах
книги. Часто говорят: писатель укрывается в
литературе от трудностей мира, рассуждает
Бланшо. Но порой, продолжает он, художник с
тревогой начинает чувствовать отсутствие себя в
себе, незащищенность перед грозными силами
реальности. «Именно в такой момент Рембо и
отправляется в пустыню, убегая от
ответственности поэтических решений. Он хоронит
свое воображение и славу… Его упрекают в
бегстве, в отступничестве, но легко упрекать тем,
кто не шел на риск».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|