Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №41/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА
В ПОЛОСЕ ОТЧУЖДЕНИЯ

Александр КАСИЦИН

Такие же, как вы

Разрушение стереотипов по отношению к ребенку с особыми потребностями – одна из основных задач благотворительных организаций

За два последних года детей-инвалидов стало больше почти на сто тысяч.
Не спешите ужасаться. Это добрый знак долгожданных перемен. В 1999 году в соответствии с международными нормами у нас в России возраст, когда предоставляется статус ребенка-инвалида, был наконец-то увеличен с 16 до 18 лет. То есть детей-инвалидов стало больше потому, что в их число включили подростков 16–18 лет. Эта необходимая и справедливая мера облегчит жизнь тем несовершеннолетним инвалидам, которые прежде никуда не относились. Ведь до 16 лет больного ребенка учитывали и обслуживали как инвалида в педиатрической системе, а после 18 – уже как взрослого, но в промежутке их семьям было тяжко. Подросток оказывался “ничьим”.
Каковы основные причины детской инвалидности? По данным Агентства социальной информации, на первом месте – болезни нервной системы и органов чувств (52 случая на 10 тысяч детей), сюда входит и детский церебральный паралич. На втором – психические расстройства (31 случай на 10 тысяч детей, из них около 22 случаев приходится на долю умственной отсталости). Третье место занимают врожденные аномалии (28 случаев на 10 тысяч детей). Инвалидами дети становятся также в результате болезней органов дыхания, костно-мышечной, эндокринной системы, нарушения обмена веществ, травм, отравлений.
По оценкам специалистов, до 80% случаев детской инвалидности обусловлено перинатальной патологией – отклонениями, развившимися в период внутриутробного созревания плода. В последнее время медики отмечают тревожную тенденцию к росту числа больных детским церебральным параличом, тугоухостью, врожденной патологией глаз.
Вместе с изменением возрастных границ для статуса ребенка-инвалида изменились и принципы установления инвалидности: теперь критерием является степень дезадаптации (степень нарушения жизнеобеспечения). Широкие слои населения не знают о том, что никаких групп инвалидности ребенку не присваивают. Если дано такое заключение – “ребенок-инвалид”, оно сразу автоматически приравнивает его по всем статьям, льготам и привилегиям к инвалидам первой группы.
Валентина Чумичева, заместитель начальника отдела медико-социальных проблем материнства и детства Управления охраны здоровья матери и ребенка Министерства здравоохранения, считает такой подход единственно верным, но отмечает и возникшие организационные сложности. До конца 90-х годов установлением детской инвалидности занималась педиатрия – подразделение Министерства здравоохранения. Ныне бразды правления принадлежат иной службе – медико-социальной экспертизе в системе социальной защиты. Молодость и неопытность новой службы добавила сложностей родителям маленьких инвалидов.
К сожалению, многим семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, приходится преодолевать такие трудности, которых не должно было быть: незнание своих прав и настороженно-враждебное отношение здоровой части общества.
Тарас Красовский, председатель совета московской областной благотворительной организации инвалидов детства “Такие же, как вы”, не устает повторять, что самое главное сегодня – демифологизация образа инвалида. В обществе сохраняются давние тяжкие мифы, предрассудки и стереотипы по отношению к детям-инвалидам, особенно к детям с синдромом Дауна. Основные мифы таковы: эти дети неизлечимы, похожи друг на друга, родители инвалида обязательно разводятся, а если от инвалида семья не отказывается, то становится изгоем, так что и для семьи, и для ребенка лучше, если его отдадут в “соответствующее учреждение”.
Возникает обоснованное сомнение – разве это мифы? Статистика свидетельствует: родители ребенка-инвалида действительно в большинстве случаев разводятся, семья “особенного ребенка” действительно сплошь и рядом сталкивается с непониманием, косыми взглядами, действительно лишается нормальных взаимоотношений с социумом, а родители здоровых ребят костьми лягут, но не допустят, чтобы их нормальный ребенок общался с “неполноценным”. Все так. И не так: мифы и предрассудки порождают соответствующую практику жизнеповедения, оставаясь предрассудками, а вовсе не становясь истиной. Давление негативного общественного мнения на семью ребенка-инвалида гораздо сильнее, чем мы себе представляем. Преодолеть его нелегко, но начинать-то надо! Уже сегодня для государства, испытывающего дефицит рабочих рук, превращать в изгоев семьи, где растут “особые дети”, – непозволительная роскошь не только с нравственной, но и с экономической точки зрения.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru