Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №41/2002

Первая тетрадь. Политика образования

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА

Знак мастерства

Когда-то Петровская ремесленная школа славилась на всю Россию. Теперь эта слава возвращается – в руки ее учеников

Была в Тотьме художественная мастерская, в которой несколько непрофессионалов и один настоящий художник Александр Пестерев выполняли заказы горожан и местной власти: расписывали вывески, афиши, плакаты. Однажды, в начале девяностых, в мастерскую позвонила заведующая райотделом культуры и говорит: “С завтрашнего дня будете зваться Петровской ремесленной школой, в которой вы – мастера. Дальше сами думайте, что делать. Деньги дам”. Так началась новая история знаменитой в этих местах школы для крестьянских детей. Петровская ремесленная школа, созданная в 1872 году для обучения крестьянских мальчиков народным ремеслам (керамике, плотничеству, резьбе по дереву, лозоплетению), была закрыта в двадцатые годы прошлого столетия.
И вот школа восстановлена. Через несколько месяцев в маленьком деревянном здании мастерской были готовы помещения и самое необходимое для занятий живописью, рисунком, росписью, резьбой по дереву. Приобрели станки, керамическую печь, краски, кисти, книги для библиотеки, среди которых главная гордость – толстые альбомы по истории искусства. Деревенские ребята, увидевшие впервые работы своих сверстников на выставке в сельском клубе, пишут заявления о приеме в школу. У районной администрации каким-то непостижимым образом находятся деньги на ее оснащение. Выпускники учатся в художественных училищах Вологды, Череповца, Петрозаводска, Великого Устюга. Просто сказка какая-то...
Конечно, по своей структуре и укладу жизни современная Петровская ремесленная совсем не та, какой была до революции, но она еще меньше походит и на типичную художественную школу. Прежде всего учебным планом, в котором мало часов по живописи и рисунку и очень много – по ремеслу. Ольга Силина, завуч, объясняет: “Представьте детей, которые отсидели шесть уроков в школе и еле живые приползают к нам. И что – опять сидеть за натюрмортом, копируя горшки и кринки? А уроки ремесла они обожают, воспринимают как отдых.
В мастерских вся мебель сделана руками ребят в стиле северной деревенской культуры. Изготавливая стол, стул, шкатулку или игрушку, каждый ученик школы пытается максимально использовать свойства материала и применить собственную фантазию. И в результате ребята-выпускники оказываются способными сделать уютным, а не беспорядочно-безвкусным не только школьное, учебное пространство, но и свой собственный деревянный дом. Кстати, резцом одинаково виртуозно владеют и мальчишки, и девчонки.
Удивительно, что с реалистической живописью и народным искусством запросто соседствуют здесь уроки абстрактного искусства. Вроде бы деревенским детям все это должно быть странно и непонятно. А учителя говорят: “Современное искусство – основа нашей программы”. И учат ребят строить композиции “под Дали”, “под Кандинского”, Малевича, Филонова. Поначалу приходилось тратить много времени на то, чтобы ребята перестали бояться выражать себя в цвете. Сказались, видимо, традиционные школьные уроки, когда весь класс копировал одну вазу и получал за это оценки. Здесь абстрактная живопись оказалась для кого-то потрясающим открытием, а для кого-то – настоящим лекарством для пробуждения фантазии. Ребята бросились рисовать узоры из пятен и линий, забыв о своих прежних страхах. Но учителя были неумолимы: мало нарисовать непонятное нечто, надо оценить и использовать возможности материала, цвета, возникшей в голове идеи. Чтобы получилась не пестрая абракадабра, а настоящее собственное маленькое произведение. Ольга говорит: “Сейчас модно предлагать детям познавать абстрактную живопись с точки зрения чувств – нарисуйте грусть, нарисуйте радость. Но вот я вижу: там не смешаны цвета, тут не выстроена композиция. А ведь работа – любая! – не должна быть сырой, незаконченной. Всегда, что бы мы ни делали, надо настраиваться на рождение произведения. Нельзя с детьми сюсюкать, надо помочь милым детским работам стать по-настоящему прекрасными”.
Так и живет Петровская ремесленная школа – между реальностью практической жизни и абстрактными идеями красоты, формы, цвета. Педагоги специально приучают своих деревенских учеников к такому объемному взгляду вокруг себя и внутрь себя. Саша Пестерев в разговоре обронил: “Хочется жить, выстраивая при этом главное произведение искусства – саму Жизнь”. Этому он и учит ребят – воспринимать каждое улетающее мгновение как возможность создать новый, потрясающий мир своей жизни. Создать его собственным терпеливым трудом и любовью.

Ирина ЗАВЬЯЛОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru