ЛЮБИМЫЙ ГОРОД N14
СЮЖЕТЫ
Дворец без футляра
По преданию, один из иностранных
дипломатов, осмотрев Екатерининский дворец,
сказал: “Здесь все роскошно и великолепно,
недостает только одного – футляра для этой
неоценимой драгоценности”. И вправду,
относиться к этому дворцу просто как к зданию
(пусть даже и шикарному) почти что невозможно. Он
воспринимается как гигантское ювелирное
произведение, которое хочется взять и уложить в
футляр (тоже гигантский) – как бы чего ни
случилось.
Дворец создавался почти сорок лет – с 1717
по 1756 год. Еще во времена Петра Великого здесь
начали строительство загородной царской
резиденции. В то время это были всего навсего
“каменные палаты о 16 светлицах”, которые
Екатерина подарила своему порфироносному
супругу. Тот остался “зело доволен” подарком.
Поистине роскошным тот дворец стал только при
Елизавете. Она любила царскосельские досуги и
соответственно старалась обеспечить себе здесь
достойное царицы обиталище. В результате и вышел
тот гигантский (длиной более 325 метров) дворец,
которым царскосельцы и туристы по сей день никак
не налюбуются. Для этого сюда приехал
обер-архитектор В.Растрелли. А императрица то и
дело издавала вот такие вот указы: “С правого и
левого флигелей и среднего дому кровли и потолок
сломать и построить оные флигели и средний дом
вышиною против тех покоев, которые вновь
построены по обе
стороны среднего дома; также во оных флигелях и в
среднем доме покои исправить по учиненного
обер-архитектором Растреллием чертежа и на оные
строения потребные материалы отпускать”.
Кроме традиционных роскошеств немало здесь было
различных диковинок. Например, примыкающая к
этому дворцу “катальная гора”, украшенная
вазами и статуями. С нее потехи ради скатывались
на особенных тележках-креслицах, а после эти
самые тележки снова поднимались вверх с помощью
механизмов. Тогда же, при Елизавете, сюда из
Эрмитажа доставили знаменитую Янтарную комнату.
Впрочем, не всех эта комната приводила в восторг.
Одна из мемуаристок, Е.Янькова, вспоминала:
“Янтарная комната, про которую столько кричали,
когда ее отделали и считали чудом, мне совсем не
так понравилась, как я ожидала после всего, что я
про нее слышала: я думала, что янтари подобраны
под цвет и составлены из них разводы и узоры, а
увидела я сплошную мозаику из мелких и крупных
кусочков разной величины, вразброд и как
попало”.
При новой правительнице, Екатерине Великой, за
дворец снова взялись. Пристроили так называемую
Камеронову галерею, заново отделали комнаты
императрицы. Она восторгалась: “Я в течение
девяти недель не устаю смотреть на них. Глаз
прекрасно на них отдыхает”.
Увы, в жизни дворца бывали неприятности, притом
довольно крупные. Например, в 1820 году здесь
случился пожар, о котором сообщал Карамзин:
“Пишу с пепелища: третьего дни сгорело около
половины здешнего великолепного дворца… Ветер
был сильный, а царскосельская полиция не
петербургская, не московская для гашения
пожаров… Прибежало множество солдат, но с голыми
руками”.
К счастью, порушенное в скором времени
восстановили. Но в 1941 году несчастье повторилось
– уже по вине фашистских оккупантов. Но дворец
опять довольно быстро пришел в надлежащий вид.
Правда, увы, без Янтарной комнаты, которую,
впрочем, сейчас малыми темпами, но
восстанавливают.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|