Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №39/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ГУМАНИТАРНАЯ ШКОЛА

Согласитесь, что гуманитарное образование начинается там, где ребенок имеет возможность выстроить собственную жизненную позицию в диалоге с другими, где мир культуры становится миром его помыслов, поисков, выстраданных истин и порой не менее выстраданных заблуждений. В этом смысле изучение языка и литературы, истории и экономики помогают человеку стать «мерой всех вещей», осознать себя не былинкой в водовороте жизни, а настоящим созидателем. Но, к сожалению, мы часто слышим другое: гуманитарные предметы могут объяснить мир лишь единственно возможным способом – «отражать плюрализм в трактовках и подаче исторического материала» и непременно в согласии «с единой линией оценки»(!). Выходит, думать не надо – только учить. Мы все же утверждаем, что простая трансляция программного материала давно перестала работать. Что чтение подлинников и документов – главный и незаменимый способ исторического и литературного образования, что работа над развитием рефлексии наших учеников должна превосходить обучение по алгоритму.
Мы по-прежнему верим в настоящее гуманитарное образование.

Семерка в четвертой степени

История в... историях, рисунках и неучебниках

С автором этой статьи мы знакомы давно. Рустам Иванович Курбатов работает директором одной из подмосковных школ и учителем истории (самой, пожалуй, противоречивой из всех гуманитарных дисциплин). Последняя из его публикаций в нашей газете была посвящена работе с учебником. Вернее, автор утверждал, что учебник должен уступить место другой книге, больше похожей на антологию подлинных исторических документов или их пересказ в доступной для детей форме. Но так как антология в принципе не учит – в ней нет ни выводов, ни резюме, ни «понятий», – то Рустам Иванович предложил назвать ее «неучебником по истории». Но как с таким неучебником работать?

Вместо параграфа – факты. Факты с большой буквы: впечатляющие ребенка, вызывающие чувство радости или сострадания. Примерно семь фактов на урок, сколько может удержать кратковременная память.
Семь историй за урок. Семь уроков в месяц (без контрольной работы), семь месяцев в году (чистого времени), семь лет на изучение истории в школе. Сколько всего историй запоминает ребенок? Кто не хочет считать – смотрите название статьи. (Семерка в четвертой степени – это наглядный образ. Мы видим ее, эту семерку в четвертом измерении.)
Надо ли так много? Надо, потому что эти истории не будут лежать мертвым грузом в памяти ребенка, это живой материал для конструирования мысли – атомы мышления, – но об этом следующий раздел статьи.
Эта цифра не должна пугать и потому, что факты не просто хранятся в памяти – они строго систематизированы и правильно расставлены по полкам и ящикам этого хранилища.
Представьте, что вы приходите в библиотеку, где есть все книги мира, но нет каталога и книги лежат в огромном зале без всякой системы – в порядке их поступления. Что вы сможете найти в такой библиотеке?
Ведь вопрос не в количестве книг, а в правильности их хранения.
Факт – это книга в хранилище, семерка фактов (урок) – книжная полка, семерка уроков (тема) – шкаф, семерка тем (годовая программа) – зал библиотеки, весь курс истории (семь лет) – отсек хранилища.
Каждая история – на своем месте, и поэтому ее в любой момент можно «снять с полки», то есть вспомнить и рассказать.
Как добиться запоминания огромного фактического материала, содержащегося в курсе истории? Есть два решения: яркие образы и правильная систематизация.

“Дети, нарисуйте план урока”

Учитель достает чистый альбомный лист: «Дети, сейчас я вам покажу фокус. Видите этот лист? Обычный, можете его потрогать (подходит к каждому и дает потрогать). А вот мой карман (показывает на карман пиджака). Видите – лист не умещается (делает попытки вложить бумагу в карман – влезает лишь кончик). А теперь закройте глаза...» Дети закрывают глаза, учитель складывает лист в восемь раз и опускает в карман. «Теперь откройте – листа нет. Видите, он поместился!» – Достает сложенный листок и развертывает его. Взрыв хохота.
История с фокусом имеет двойной педагогический смысл.
Во-первых, она не забывается. (За полтора года фокус не забыл ни один человек в классе.) Это не просто впечатление, это шок. Учитель обещал показать фокус – и обманул. Можно уточнить формулу запоминания: лучше всего запоминается то, что не просто «в-печатляет» (в-печатывается в память), а то, что «по-ражает» (в смысле сбивает с ног одним ударом, с первого раза).

Во-вторых, история, рассказанная учителем или прочитанная в книге, подобна листу бумаги. Лист не помещается в голову... Чтобы история уложилась, ее надо «свернуть» или «упаковать».
– Тогда нам надо научиться правильно «складывать» истории!
Итак, вопрос о правильной упаковке информации. Рассказ учителя, текст книги, фрагмент видеофильма, показанного на уроке – одним словом, текст, – надо сложить до одной строчки, до двух слов, до одного слова, но самого важного, самого яркого. Чтобы рассказать потом по этому слову всю историю и не ошибиться.
Составление плана? Да, но не такого, от которого сводит скулы. Это необычный план, включающий не общее, а конкретное, не выводы, а образы, не соображения, а картинки. Нет ничего проще составления такого плана: надо расслабиться, сесть поудобнее, закрыть глаза и внимательно слушать... А потом назвать то, что видишь, и записать двумя-тремя словами.
Секрет правильной упаковки информации – записать, что видишь. Или – того более – нарисовать, что видишь.
Ребенок рисует на бумаге то, о чем он услышал из уст учителя или прочитал в учебнике (неучебнике?) истории. Он рисует старичка, солдата, который бросается под копыта лошади...
Опорные сигналы? Да, но с важной оговоркой. Традиционные опорные сигналы – это рисунки абстрактных понятий: «признаки государства», «формы и методы классовой борьбы», «этапы становления цивилизации». Такие опорные сигналы – гениальный способ запоминания, но запоминания общего: выводов и отвлеченных идей. Наши рисунки-пиктограммы – это способ запоминания фактов истории, кирпичиков, сырья для мышления ребенка.

Картинки на полях

Учебник истории: треть страницы сбоку – поля. Это место для картинок: на полях ребенок рисует то, что он представил, прочитав текст.
Рисует, как средневековый монах рисовал маргиналии (буквально картинки на полях) в переписываемой книге.
Рисует, становясь соавтором учебника или даже единственным автором, потому что у неучебника – сборника фактов – автора в привычном понимании слова нет.
Рисует и тем самым запоминает прочитанное надолго.
До какого возраста можно рисовать на полях? Класса до седьмого-восьмого; не потому, что позже это не имеет смысла, – просто начинается изучение современной истории, в которой слишком много грустных сюжетов. Старшеклассник уже не рисует маргиналии, но это мало что меняет в его восприятии материала, он создает картинки мысленно: образы на бумаге становятся мыслеобразами.

Рустам КУРБАТОВ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru