Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №39/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ПОВЕСТКА ДНЯ

Наталия ДОВЖЕНКО

Дистанционное образование:
в законе, но вне бюджета

Государственная дума приняла в первом чтении законопроект №110819-3 «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об образовании” и Федеральный закон “О высшем и послевузовском образовании”» (в части дистанционного образования). Депутаты проголосовали почти единодушно: 399 – за, 1 – против, что редко случается с проектами в области образования. Вызвано это тем, что правительством текст и сама идея закона были поддержаны. Проект закона был внесен на рассмотрение группой депутатов Думы и Совета Федерации Валерием Сударенковым, Иваном Мельниковым, Олегом Смолиным и другими.

Согласно законопроекту под дистанционными технологиями понимаются любые образовательные технологии, реализуемые в основном с применением средств телекоммуникации и информатизации. При этом дистанционное обучение может быть комбинированным: часть предметов изучается, допустим, с помощью Интернета, а часть – как обычно, в классе.
Для того чтобы вести контроль за результатами дистанционного обучения, Министерство образования должно разработать специальный порядок архивирования данных о таком обучении. Кроме того, филиалы образовательного учреждения, использующие дистанционные технологии, обязаны будут проходить аттестацию и аккредитацию в составе образовательного учреждения – это важное дополнение будет внесено в ст.33 отраслевого образовательного закона. В процессе экспертизы будет учитываться соответствие качества образования государственным стандартам.
Использовать дистанционные технологии сможет каждое образовательное учреждение, а разрешение на ведение такой деятельности ему будет давать экспертная комиссия при выдаче общей лицензии на право ведения образовательной деятельности. Особенности же предметов и содержания экспертизы будут определяться Министерством образования России.
В п. 5 ст.1 законопроекта указывается, что решение образовательного учреждения вести дистанционное обучение не влечет за собой увеличения нормативов его финансирования. Таким образом, дистанционное образование воспринимается исключительно как внебюджетная деятельность.
Тем не менее, в ст. 50 Закона «Об образовании» включается новый пункт, согласно которому «дистанционные» учащиеся будут обладать всеми правами и обязанностями обучающихся по данной форме получения образования, а также правом на получение документов об образовании наравне с остальными учащимися данного учреждения. Заметим, что против этого положения законопроекта выступило Правовое управление Госдумы, у которого предложение предоставить «дистанционщикам» права на бесплатный проезд, льготное питание, стипендию, общежитие вызвало недоумение. Однако, возможно, эта статья законопроекта еще будет переписана, так как в официальном отзыве правительства Валентина Матвиенко указала, что ко второму чтению в законопроект будут внесены поправки, касающиеся в том числе финансового обеспечения использования дистанционных технологий.
Представляя закон от группы разработчиков и от профильного комитета одновременно, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Олег Смолин сказал, что стремительно развивающееся в России дистанционное образование не могло регулироваться действующим Законом «Об образовании», рассчитанным на классно-урочную систему. По мнению Олега Смолина, система дистанционного образования позволит индивидуализировать обучение, создать систему непрерывного (и в то же время не слишком дорогого) обучения для работающих граждан. Наконец, дистанционное образование поможет инвалидам получать качественное образование в домашних условиях. Все это увеличит доступность образования.
Закон вступит в силу со дня его официального опубликования.
Перспективная система дистанционного образования, безусловно, может стать основой для серьезного изменения подходов к обучению и для индивидуализации учебного процесса. И в этом смысле опыт дистанционной работы должен постепенно создать экспериментальную базу для преподавания по индивидуальным образовательным траекториям не только среди студентов, но и в общеобразовательной школе – то есть для реальной модернизации содержания образования. Однако это может произойти только в случае, если внимание государства к использованию дистанционных технологий не ограничится контролем, финансовым и содержательным.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru