Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №36/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Владимир СЕВРЮГИН

Новые книги

ВОЗВРАЩЕНИЕ ДЕТСТВА. ВОЗВРАЩЕНИЕ ДЕТСТВА. Коллектив авторов. – М.: Городской центр «Дети улиц», Знание, 2000

В унифицированной системе образования, которая господствовала на территории СССР, нестандартные дети часто воспринимались
как «нарушители спокойствия». И школа всеми правдами
и неправдами старалась избавиться от них, подводя их под единые жесткие нормы и правила. Это относилось и к тем, кому задачи средней школы были слишком легкими, а потому неинтересными,
и к тем, для кого они были слишком трудны и потому тоже неинтересны. «Середнячки» по всем предметам тоже страдали: это дети с нераскрытыми способностями – своего рода «лица
без определенных занятий».
Наконец-то взрослые признали в ребенке личность, всерьез отнеслись к детскому мышлению и творчеству. Ведь целые полторы сотни лет многие вторили В.Г.Белинскому, который считал мозг ребенка «чистой доской», на которой можно написать все, что угодно. Еще предстоит осмыслить открытие XX века: ребенок – суверенная личность со всеми ее правами и обязанностями. Кроме того, особенности нынешнего молодого поколения носят не столько возрастной, сколько генерационный характер.
Книга «Возвращение детства» – о трудных детях, о методах и технологиях, которые помогают
их обучать и воспитывать. Традиционная педагогика не желала иметь дело с ними: трудными, «неудобными», одаренными детьми, с детьми группы риска. Книга написана людьми, которые и желают,
и могут работать с трудными детьми. Авторы пишут, что когда треть почти каждой школы составляют «проблемные дети» – дети с нарушениями психического развития, отклонениями в поведении, которых тоже надо учить, воспитывать, детоцентризм должен стать содержанием новой педагогики.
Не «обучаемая школьная масса», а живой отдельный ребенок со всеми его особенностями перемещается в центр внимания.
Книга посвящена в основном детям улиц, среди которых есть и больные, и травмированные в семье, и одаренные, но непонятые. Названия разделов сразу ориентируют читателя: «Родительская школа», «Нестандартные дети», «Что такое жестокое обращение с детьми», «Как уберечь ребенка от «белой смерти»», и т.д. Учителя, психологи Московского городского центра «Дети улиц» рассказывают о своем опыте работы в «неотложках»: о профилактике безнадзорности, наркомании, защите прав ребенка, помощи детям «группы риска» и тем, кто попал в сложную жизненную ситуацию.
Каждый раздел книги заканчивается психологическими тестами, практическими рекомендациями, а в ее конце приводятся списки московских центров помощи детям, Информационно-консультационных центров, лицеев и гимназий для одаренных детей и «Телефоны доверия».
Эта книга – энциклопедия детских проблем, справочник для учителей и родителей, основа для размышлений и исследований психологов-педагогов.

Е.П.ВАРЛАМОВА, С.Ю.СТЕПАНОВ. ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ УНИКАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. Е.П.ВАРЛАМОВА, С.Ю.СТЕПАНОВ. ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ УНИКАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.
– М.: Институт психологии РАН, 2002

Творчество – уникальный и загадочный процесс, в котором рождается новое, которое после создания живет своей особой жизнью, независимой от творца. В творчестве важны дерзновение, превозможение себя, стремление к новому.
Творческая уникальность – это особый феномен в жизненном пути человека, это такие качества его индивидуальности, которые формируются именно в процессе и результате его собственных усилий. Поэтому творческая уникальность – это основа истинной неповторимости человека. Именно в ходе решения творческой задачи под названием «жизнь» созидается творческая уникальность человека.
В книге творческая уникальность человека выделяется как особый предмет психологического исследования, предлагается методика изучения событийности его жизненного пути. Авторы пишут, что стихийное творчество свойственно в основном детям. Дети отличаются от взрослых тем, что каждый момент жизни обладает для них большей значимостью, неповторимостью, в их жизни существенно больше уникальных событий, чем в жизни взрослых. А творческий человек вне зависимости от возраста смотрит на мир глазами ребенка и допускает возможность невозможного, не поддается общественным стереотипам восприятия мира.
«Человек принципиально бессмертен», – пишут Е.П.Варламова и С.Ю.Степанов. – Чем бы он ни занимался – рожал и воспитывал детей, общался с друзьями, работал, творил... Человек – дитя не только природы и своих родителей, но и всей человеческой истории. Каждая личность неизбежно воплощает в себе творческий потенциал прошлого и настоящего цивилизации и продолжает себя в ее настоящем и будущем. Это обременяет каждого человека особой ответственностью независимо от степени осознанности этого факта. У человека совсем нет выбора: быть или не быть бессмертным. В этом контексте жизненный путь человека становится его творческой площадкой, на которой он сам строит корабль своей жизни и своего движения к бессмертию... В любой момент времени с помощью творческого усилия он может изменить сам себя. Кроме того, главное в человеке не творческий потенциал, а творческие усилия, которые дают возможность его бесконечно увеличивать.
Абсолютно не важно, в какой именно точке своего жизненного пути человек находится в данный момент – в точке успеха или неудачи, счастья или несчастья, смысла или бессмыслицы. Главное – где он видит себя завтра, в каком направлении своей жизненной траектории он решил двигаться, каковы его цели, мечты, замыслы.
В семи приложениях авторы предлагают задания по рефлексивной самодиагностике, помогающие выявить взгляды, интересы, особенности судьбы, тип жизненной ориентации и сформулировать свою творческую задачу.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru