Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №36/2002

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ

Светлана ПОПОВА

Что лежит в твоем кармане?

В самом определении суть: они лежат в кармане. Смирно лежат до поры, когда встретится журнал, нитка мулине, брелок, носок, горшок, цветок. Оговоримся, что финансы, отпущенные на одежду, тетради, проездной, еду, – это средства целевые. Они недолго болтаются в кармане, это вообще не личное, а на нужды фронта. То, что вы, если можете, отделяете с зарплаты как “стипендию” для чада, также не карманные деньги. Ведь давно присмотрена всякая всячина, ее нужно срочно купить, съесть, разрисовать, и наклеить на холодильник.
Коль вы сподвиглись отделить кус на карманные расходы, не влезайте в процесс трат. Пусть ребенок учится экономить, рассчитывать и откладывать.
Родитель может лишь посоветовать, как задержать купюру в кармане подольше, как распланировать траты, что именно лучше приобрести.

Мне, как и многим моим сверстникам, в детстве и юности вообще не полагалось никаких свободных денег. Просто таковых в семье не было. И были вечеринки на халяву, минуя складчину, и угощение подружками в пельменной. Мне ответить было нечем. Но я не задумывалась и не комплексовала. К деньгам легко относилась, и в редкие дни наличия раздавала и кормила. А вот у моей дочери совершенно иное видение халявных харчей – это стыдно. Недавно получилось вообще скандальное происшествие. Ребенок пошел на частный урок, урок прогулял, деньги прокутил. Воды с девчонками накупили, булок… На это тоже нужно давать карманные деньги – чтоб не одалживаться у одноклассников перед киоском с мороженым. Или не щелкать клювом, когда все вокруг питаются.
Но кому-то родители могут давать на расходы сто рублей в день, кому-то билетик на автобус. Классному руководителю стоит попросить родителей на собрании не давать детям больших сумм в школу. Не нужно провоцировать ощущение ущербности, зависть, кражи.

Хорошо рассуждаю, красиво. А ощущение: плывем на корабле, пробивает борт, и заткнуть прореху можно только ворохом резаной крашеной бумаги. Хватаю пук денег, затыкаю дыру. Бац! За спиной еще одна пробоина. Хватаю, затыкаю. Бац! Куча купюр тает, тает. А в борт все бьет и бьет.
Элис требует, чтоб мать писала рекламы, “слоганы”. Мать, воздев руки к небесам, вещает о раскалывании орехов посредством королевской печати... И вообще зарабатывать деньги неприлично. Как в “Войне и мире” графиня Ростова и княгиня Друбецкая плакали “о том, что они, подруги молодости, заняты таким низким предметом – деньгами…”
– Хорошо бы нам миллион долларов! – мечтает Элис.
– Да, отлично! – оживляется мать. – Мы бы помогали собачьим приютам, закупили бы аппаратуру для детских больниц…
Элис задумывается о возможности применения миллиона не для себя.
Такие разговоры-споры полезны. Можно дать ориентир чаду в коммерческом плавании. И подойти к главной жизненной теме – о свободе. Не деньги делают нас, а мы делаем деньги. Или как один знакомый сказал: “Деньги надо иметь для того, чтобы презирать их”.
Работаю медленно, несказанно мучительно, кайфово и свободно. Как поет Аня Герасимова: “Но это лучше, чем переводить документацию фирмам, чем придумывать русские слова к американским мультфильмам…” Вот и еще тема для беседы с ребенком: твой выбор. Он всегда есть.
Элис слушает, головой покачивает, на ус не наматывает. Выносит вердикт: “Я не остаюсь в этой стране. Уеду и увезу тебя. Собирай, мать, чемоданы!”
Вот тебе, бабушка, и парусный флот!
Не стесняйтесь, если вы мало зарабатываете, не вините себя. Не вписались в бизнес, не захотели уехать. Другие другие, а вы такие.
Вообще понятие “благосостояние” весьма условно. Роскошь ли нормальная стиральная машина, видео, автомобиль, телефон? Нет, это просто удобство. Но положить на это живот – извините. Мы высокого мнения о своем животе.
Так, обогащение как цель мы обругали. Очередь за пряником. Как ни странно, родительская пассивность в снискании хлеба насущного подвигает ребенка трудиться. Человечек ищет способ заработать. Надо же кормить никудышного родителя. Достойно поощрения. Заявления, типа “учись, успеешь наломаться”, безусловно, вредны. Можно и должно совмещать знания и труд. Не брезгуйте выбранной ребенком подработкой. Даже если вам неловко, что ваш отпрыск раздает у метро афишки, моет стекла машинам и протирает столики в Макдошке. Только сразу очертите круг работ, которые почему-либо кажутся вам опасными: кафе с подозрительной публикой, мытье окон на высоких этажах, торговля на рынке и всякая такая штука.

Можно ли давать детям в долг? Наверное, да. В этом не видно ничего антипедагогического. Но душа не принимает разделения на мой-твой рубль в пределах одной Ойкумены.
– Мам, дай мне в долг!
– Во что? Ужас. Давай так: ты скажи, а я куплю. Когда смогу.
Дите вскоре “отомстило”. Подарили ей родственники денег, мать захотела часть занять. Элис с важным видом молвила: “Никаких взаймы в нашем доме!” И дала денег так.
Если вы все-таки решили давать детке взаймы, будьте последовательны, дело нешуточное. Точно рассчитайте, из каких поступлений будут возмещены затраты, оговорите четкие сроки возврата. Не культивируйте привычки относиться к долгам легкомысленно, могут быть нехорошие последствия.
Система денежных поощрений и штрафов мне кажется нечестной по отношению к ребенку. Я сильный и большой, мне понравились твоя успеваемость и поведение – дам, не понравились – сиди кукуй. И ребенок старается быть хорошим за деньги. Да тьфу на вас! Мне приятней давать даром, бескорыстно, безвозмездно. И ты учись, трудись, лечись, стремись не за копейку, а в небо. Но вот у моих друзей есть тетрадь прихода-расхода, денежный учет успехов и промахов. Двойка – минус столько-то, пол помыл – плюс столько-то. И знаете, эта система работает! Воспринимаются же тетрадь учета и заработки как предложенная взрослыми игра. Почему бы не поиграть?
Тема “дети и деньги” актуальна сегодня как никогда. Хорошо, если в вашей школе все родители одинаково беспорточные, а если нет? При неукрепившихся убеждениях в поиске своих путей деньги могут стать сильным ориентиром в жизни ребенка. Аналогом счастья, успеха, смысла. Но любое детское заблуждение ловкий родитель может использовать себе на благо. Хочешь много денег – вот и много учись. Удачная предпосылка для воспитания трудоголика, ученого. Современные дети не похожи на нас, поколение пошло коммерческое. Мы все больше Булгаков-Мандельштам, а они – промоутер-супервайзер. Это не хорошо, не плохо, оно так есть и все. Родители, вы все же не идите на поводу у времени, “гните свою линию пунктиром”.
Шепну по секрету: можно и без денег очень хорошо прожить. “По заброшенной дороге катится пустая телега, но это лучше, чем всю жизнь искать предлог для побега…”


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru