Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №36/2002

Первая тетрадь. Политика образования

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

В.С.СОБКИН,
доктор психологических наук,
академик РАО;
Т.В.ГЛУХОВА

Арт-досье поколения next

Подросток в мире художественной культуры

Статья основана на материалах социологического опроса 1152 школьников и 713 учащихся ПТУ города Москвы, проведенного Центром социологии образования РАО. Помимо этого привлекаются материалы предыдущих исследований центра, что позволит проследить динамику художественных ориентаций подростков.
Некоторые материалы этой статьи были использованы при подготовке аналитического доклада к заседанию Совета при Президенте РФ по культуре и искусству.
В статье мы рассмотрим два аспекта: приобщенность подростков к искусству и их художественные предпочтения.

Приобщенность подростка к искусству

В этой части речь пойдет о предпочтении подростками различных видов искусства; об интенсивности посещения ими театров, выставок, музеев, концертов, кинотеатров; а также о формальных характеристиках ценностных ориентаций в области искусства (вариативность и интенсивность в выборе любимых ими произведений искусства).
В ходе опроса подросткам задавался вопрос о том, какой вид искусства их привлекает более других. Анализ данных показал, что наиболее популярными оказались кино и музыка. Далее по значимости идут театр и изобразительное искусство. Последнее место заняла литература. Полученные данные могут быть сопоставлены с результатами опроса старшеклассников, который был проведен Центром социологии образования РАО в 1991 году. Так, по сравнению с 1991 г., заметно снизилась доля школьников, предпочитающих кино (с 70,1% в 1991 г. до 38,5% в 2000 г.); литературу (с 36,0% до 10,3%); театр (с 21,6% до 16,5%) и изобразительное искусство (с 14,5% до 9,4%). Увеличился же интерес лишь к музыке: в 1991 году этому виду искусства отдали свое предпочтение 35,8% школьников, а в 2000 году таких стало 41,5%. Таким образом, в течение 1990-х годов произошло значительное повышение рейтинга музыки и параллельно существенно снизился интерес к другим видам искусства, в особенности к литературе и кино.
Помимо этого отметим и гендерные различия. Так, по данным опроса 2000 года, мальчиков в большей степени, чем девочек, привлекает кино (соответственно 51,4% и 35,0%); девочки же в большей степени отдают предпочтение театру (18,4% и 8,4%) и изобразительному искусству (18,0% и 8,2%).
Достаточно красноречиво характеризует приобщенность школьников к искусству такой показатель, как частота посещений учреждений культуры (выставок, музеев, кинотеатров, концертов, театров). При этом следует выделить два следующих индикатора: один из них фиксирует «интенсивность», т.е. частоту посещений за определенный период времени; другой – в рабочих терминах можно обозначить как «охват», т.е. долю тех школьников, кто вообще не посещает учреждений культуры.
В таблице 1 приведены данные относительно средней частоты посещений различных учреждений культуры учащимися общеобразовательных школ и ПТУ в течение трех месяцев.

Таблица 1. Интенсивность посещения различных учреждений культуры учащимися общеобразовательных школ и ПТУ (среднее число посещений за три месяца)

Таблица 1. Интенсивность посещения различных учреждений культуры учащимися общеобразовательных школ и ПТУ (среднее число посещений за три месяца)

Как видно из таблицы, школьники значительно чаще посещают выставки, музеи, оперные и балетные спектакли, концерты классической музыки, театры и кинотеатры. Единственное, где не обнаруживается различий между школьниками и учащимися ПТУ, – это посещение концертов современной музыки. Таким образом, можно сделать вывод, что тип образования весьма заметно влияет на интенсивность посещения подростками учреждений культуры.
Помимо анализа влияния типа образования, особый интерес представляет также роль социально-стратификационных факторов (материального положения семьи и уровня образования родителей). В таблице 2 приведены данные об интенсивности (среднее число посещений) посещения учреждений культуры школьниками из семей с различным уровнем дохода в течение трех месяцев.

Таблица 2. Интенсивность посещения различных учреждений культуры школьниками в зависимости от уровня дохода семьи (среднее число посещений за три месяца)

Таблица 2. Интенсивность посещения различных учреждений культуры школьниками в зависимости от уровня дохода семьи (среднее число посещений за три месяца)

Приведенные данные показывают, что принадлежность учащихся к разным социальным стратам явно дифференцирует как их возможности, так и их интересы относительно посещения учреждений культуры.
Не меньшее влияние оказывает и такой фактор, как уровень образования родителей. Например, среди школьников с высшим образованием обоих родителей среднее количество посещений концертов классической музыки составило 1,72 раза, среди подростков же со средним образованием родителей – всего 0,49 раза; театров, – соответственно 1,66 и 0,79 раза; выставок – 1,51 и 0,90; музеев – 1,61 и 1,17; кинотеатров – 1,94 и 1,18. Таким образом, школьники, родители которых имеют высшее образование, гораздо интенсивнее посещают учреждения культуры, по сравнению со своими сверстниками, чьи родители имеют среднее образование.
Не менее показательны и данные, связанные с анализом доли тех учащихся, кто вообще не посещает учреждения культуры («охват»). При этом особый интерес здесь представляет возрастная динамика. В таблице 3 приведены данные о школьниках, ни разу не посетивших различные учреждения культуры в возрастных параллелях 7, 9 и 11 классов.

Таблица 3. Возрастная динамика доли московских школьников, ни одного раза не посетивших в течение трех месяцев учреждения культуры (%)

Таблица 3. Возрастная динамика доли московских школьников, ни одного раза не посетивших в течение трех месяцев учреждения культуры (%)

Если учесть, что данные, приведенные в таблице, касаются школьников Москвы, где наиболее развита инфраструктура учреждений культуры, то результаты весьма красноречивы. Например, более 60% учащихся во всех возрастных параллелях ни разу не посетили концертов классической музыки; более 50% – ни разу не были на концертах современной музыки; более 40% – не посещали кинотеатров. Важна и возрастная тенденция. Так, от седьмого к девятому классу явно увеличивается доля подростков, не посещающих музеи и выставки. Пожалуй, единственной позитивной тенденцией здесь можно считать падение доли школьников, не посещающих театры, на возрастном рубеже от девятого к одиннадцатому классу. Немаловажно и то, что доля «не охваченных» искусством детей в целом достаточно устойчива на всех этапах подросткового возраста. Это дает основание сделать вывод: сама культура приобщения к искусству (точнее, «культура посещения») формируется на более ранних возрастных этапах. И здесь, на наш взгляд, корень проблемы в системе эстетического воспитания школьников.
О приобщенности школьников к искусству также можно судить по таким показателям, характеризующим их ценностные ориентации, как интенсивность выборов понравившихся произведений (с этой целью вводится коэффициент, позволяющий оценить среднее число названных школьниками любимых произведений в пересчете на одного учащегося) и вариативность выборов (коэффициент вариативности определяет «разнообразие» названий).
Мониторинговые опросы по данной методике проводились в 1976, 1991, 1994 и 2000 годах. Здесь целесообразно ограничиться лишь сопоставлением данных социологических опросов подростков 1994 и 2000 годов. Полученные материалы показывают, что в таких видах искусства, как музыка и кино, наблюдаются схожие тенденции снижения коэффициентов интенсивности и вариативности. Так, если в 1994 году коэффициент интенсивности в области кино был равен 2,6, то в 2000 году он снизился до 2,4. Соответственно уменьшилась и вариативность (с 1,0 до 0,9). Ярче выражена отрицательная динамика этих коэффициентов в области музыки. Здесь
коэффициент интенсивности снизился с 1,8 в 1994 году до 1,5, а коэффициент вариативности уменьшился вдвое (с 0,8 до 0,4). Иными словами, в этих наиболее предпочитаемых, как мы отметили выше, видах искусства существенно трансформировалась структура художественных предпочтений: сузилась как сама нормативная структура художественных предпочтений, так и ее разнообразие.
Добавим также, что в других видах искусства (изобразительном искусстве и литературе) каких-либо существенных изменений по данным формальным показателям не произошло. Можно предположить, что большая устойчивость системы ценностных ориентаций подростков в этих видах искусства связана с их местом в системе школьного образования. В то же время важно обратить внимание, что по мере взросления школьников коэффициенты интенсивности и вариативности от седьмого к одиннадцатому классу последовательно увеличиваются. Эта тенденция в целом положительна и характерна для всех видов искусства (см. таблицу 4).

Таблица 4. Возрастная динамика изменений коэффициентов интенсивности и вариативности художественных предпочтений подростков в различных видах искусства

Таблица 4. Возрастная динамика изменений коэффициентов интенсивности и вариативности художественных предпочтений подростков в различных видах искусства

Исходя из представленных в таблице данных, можно сделать вывод о том, что с возрастом увеличивается как само «поле» понравившихся произведений в различных видах искусства, так и разнообразие произведений, определяющих структуру художественных предпочтений подростков.

Художественные предпочтения подростков

Частично этот вопрос уже затронут нами при обсуждении вариативности и интенсивности выбора подростками любимых произведений искусства. Здесь же мы рассмотрим содержательные особенности художественных предпочтений школьников. Речь прежде всего пойдет о динамике художественных ориентаций по критерию «отечественное – зарубежное» за прошедший 25-летний период. Другая линия анализа связана с изучением влияния возрастных, гендерных и социально-стратификационных факторов на предпочтения подростков.
На рисунке 1 приведены данные изменения структуры художественных предпочтений старшеклассников за последние 25 лет по параметру «отечественное – зарубежное» в изобразительном искусстве, кино, музыке и литературе.

Рисунок 1. Динамика изменений доли отечественных и западных произведений в структуре художественных предпочтений московских школьников

Рисунок 1. Динамика изменений доли отечественных и западных произведений в структуре художественных предпочтений московских школьников

Как видно из приведенных данных, в различных видах искусства динамика художественных ориентаций имеет существенные различия. В изобразительном искусстве, например, при заметном и достаточно последовательном снижении доли отечественных произведений, тем не менее сохраняется их приоритет над западными. Совершенно иная ситуация в области киноискусства. Здесь резкая переориентация кинопредпочтений школьников на западные фильмы отмечена уже в начале 1990-х годов. Так, в 1991 году доля западных фильмов в структуре художественных ориентаций составила 65,2%. И эта тенденция сохранялась на всем протяжении 1990-х годов. Причем уже в начале 1990-х существенно изменилась и структура жанровых предпочтений. Более детальный анализ показывает, что именно в этот период лидирующие позиции начинают приобретать боевики, фильмы ужасов, эротические фильмы. По сути дела, эта тенденция сохранилась и по сей день. Отличительной особенностью второй половины 1990-х является, пожалуй, лишь то, что к этим жанрам добавились психологические триллеры и фильмы-катастрофы. Таким образом, весь период 1990-х в целом характеризуется одной общей тенденцией: «агрессивные» фильмы с большим числом сцен насилия и эротики приобретают все большую популярность среди школьников, вытесняя фильмы классической драматургии и кинокомедии.
Иная динамика в музыке. Здесь процесс переориентации на западное искусство шел заметно медленнее. Так, в 1991 году в структуре музыкальных предпочтений школьников еще сохранялся паритет между отечественными и западными произведениями. Однако уже к середине 1990-х (1994 год) ориентации на западную музыку стали явно доминировать в подростковой субкультуре. Эта тенденция сохранилась и сегодня.
Наконец, весьма своеобразны изменения в области литературы. Так, по сравнению с серединой 1970-х годов, в структуре художественных предпочтений старшеклассников в начале 1990-х явно сократилась доля отечественных произведений. По сути дела, это та же тенденция, что и в музыке, где был зафиксирован паритет между отечественными и зарубежными произведениями. Тем не менее в отличие от музыки и кино здесь паритет в ориентации на отечественные и зарубежные произведения сохранился и в первой половине 1990-х годов.
Принципиальный же интерес представляет вторая половина 1990-х. В отличие от музыки и кино здесь обнаруживается явный интерес подростков к отечественным художественным произведениям. И в 2000 году отечественные литературные произведения начинают доминировать над зарубежными. Иными словами, по параметру «отечественное – зарубежное» ситуация в литературе оказалась сходной с серединой 1970-х годов. И это вселяет известный оптимизм.
Вообще анализ динамики художественных предпочтений в области литературы в период 1990-х годов крайне интересен. Так, более детальный анализ конкретных названий литературных произведений показывает, что начало 1990-х характеризуется не только тенденцией переориентации на западную литературу, но и вытеснением из структуры предпочтений произведений советской классики. В этот период исчезают произведения военно-патриотической тематики. Наряду с этим происходит своеобразная «разблокировка» произведений тех писателей, чье творчество находилось под запретом в советский период (Солженицын, Замятин, Булгаков, Ерофеев и другие). Они оказываются значимо представлены в художественных предпочтениях школьников. Иная картина в 2000 году. Здесь происходит возврат интереса к произведениям советских писателей-классиков (М.Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека», Б.Васильев «А зори здесь тихие»
и др.).
Таким образом, динамика переориентации художественных предпочтений в подростковой субкультуре за последние 25 лет происходила довольно противоречиво. Так, если в кино и музыке была зафиксирована явная переориентация на произведения западного искусства, то в изобразительном искусстве какой-либо существенной динамики за эти годы не происходило. Особо выделилась литература. Доминирующей тенденцией здесь была переориентация подростков во второй половине 1990-х годов на отечественную литературу.
В принципе динамику структуры художественных предпочтений по параметру «отечественное – зарубежное» целесообразно сопоставить с коэффициентами интенсивности и вариативности. Так, в период с 1994 по 2000 год в области музыки и кино величина коэффициентов интенсивности и вариативности существенно снизилась. Иными словами, параллельно с переориентацией на зарубежное искусство структурные изменения в системе ценностных ориентаций в области кино и музыки характеризуются сужением как самого «поля выборов» понравившихся произведений, так и его разнообразия. Это привело к тому, что структура художественных предпочтений оказывается более упрощенной. По-видимому, подобное упрощение связано с явной актуализацией особых механизмов, которые условно можно обозначить как «механизмы моды». В этой связи можно сделать вывод о том, что именно в данных видах искусства наиболее отчетливо и проявляет себя массовая культура, которая своеобразным образом проецируется в субкультуру современного подростка.
Помимо использования коэффициентов вариативности и интенсивности и дихотомии «отечественное – зарубежное», при анализе нами использовались и другие показатели: такие, например, как включенность произведения в школьную программу («программность – непрограммность»), время создания произведения и ряд других. Использование этих показателей дает возможность глубже исследовать влияние социально-стратификационных факторов на особенности художественных предпочтений школьников. Так, сравнение детей из низкообеспеченных и высокообеспеченных слоев показывает, что первые больше сориентированы в своих художественных предпочтениях на произведения, включенные в школьную программу (особенно это характерно для изобразительного искусства). В области киноискусства у них более выражено предпочтение латиноамериканских фильмов, что свидетельствует не только об их склонности к просмотру телесериалов, но и о весьма узком культурном кругозоре. В литературе они меньше склонны читать непрограммные произведения, произведения зарубежных авторов и особенно русскую дореволюционную классику.
Таким образом, социально-стратификационный анализ дает возможность понять довольно тонкие различия в художественных ориентациях детей, обусловленные той культурной средой, в которой они воспитываются. Еще более явные различия обнаруживаются при анализе влияния уровня образования родителей. При этом следует отметить, что если среди семиклассников уровень образования родителей не оказывает какого-либо существенного влияния на характер их предпочтений в области художественной литературы, то уже к 9 классу эти различия между детьми со средним и высшим образованием родителей становятся весьма заметными. Особенно отчетливо это влияние обнаруживается в литературных предпочтениях мальчиков. Так, мальчики из семей, где родители имеют высшее образование, более сориентированы на произведения отечественных и западных авторов, не включенных в школьную программу. В структуре их ценностных ориентаций более значимо представлены произведения как дореволюционных писателей-классиков, так и современных авторов. Наконец, они чаще указывают и на произведения «запрещенных» писателей, находившихся под идеологическим запретом в период с 1920 по 1990 годы.
На литературных предпочтениях старшеклассников следует остановиться более детально. Это связано с особым местом и статусом литературы в системе школьного образования.
Для выяснения жанровых предпочтений учащихся в ходе опроса респондентам предлагался специальный вопрос, при ответе на который они должны были высказать свое мнение о том, “какого жанра литературные произведения они более всего предпочитают”.
Так, наиболее популярными среди школьников оказались четыре литературных жанра: фантастика (42,9%), детективы (40,5%), юмористические и сатирические произведения (30,8%), психологические романы (16,2%). Поэзию отметили только 9,5% подростков, историческую прозу – 7,0%, литературу по искусству – 5,4%, мемуары – 3,1%. Следует отметить, что в предпочтениях литературных жанров обнаруживаются весьма существенные гендерные различия. Это касается трех жанров. Так, девочки существенно чаще, чем мальчики, предпочитают психологический роман (соответственно 26,0% и 7,0%) и поэзию (12,7% и 6,3%), а мальчики же в большей степени сориентированы на фантастику (соответственно 51,9% и 33,2%).
Наряду с гендерными различиями, интерес представляет и анализ возрастной динамики в предпочтении тех или иных литературных жанров. Можно отметить, что на возрастном этапе от девятого к одиннадцатому классу как среди мальчиков, так и среди девочек заметно увеличивается интерес к поэзии – у мальчиков с 4,1% в девятом классе до 11,2% в одиннадцатом; у девочек с 8,8% до 15,6%. Растет с возрастом и интерес к психологическому роману. В то же время заметно снижается популярность таких жанров, как фантастика и детективы. На рисунке 2 показана возрастная динамика отношения мальчиков и девочек к фантастике и психологическому роману.

Рисунок 2. Возрастная динамика изменений отношения мальчиков и девочек к литературным жанрам фантастика и психологический роман (%)

Рисунок 2. Возрастная динамика изменений отношения мальчиков и девочек к литературным жанрам фантастика и психологический роман (%)

Приведенные на рисунке данные показывают, что изменение жанровых предпочтений у мальчиков и девочек, несмотря на их общую направленность, имеют принципиально разную динамику. Так, если среди девочек от седьмого к одиннадцатому классу достаточно последовательно снижается интерес к фантастике и резко возрастает интерес к психологическому роману, то среди мальчиков подобные возрастные жанровые переориентации происходят не столь интенсивно. И более того, анализ динамики изменения предпочтений и в отношении других жанров показывает, что у мальчиков основная перестройка литературных ориентаций происходит на рубеже между девятым и одиннадцатым классом. У девочек же, повторимся, подобные изменения протекают как в младшем, так и в старшем подростковом возрасте.
Особый интерес представляет вопрос о том влиянии, которое оказывает школьная академическая успешность подростков на их жанровые предпочтения в области художественной литературы. Проведенный в этой связи анализ показал ее слабое влияние на жанровые ориентации как среди мальчиков, так и среди девочек. Можно лишь отметить, что мальчики, имеющие оценку “отлично” по литературе, чаще ориентированы в своих литературных предпочтениях на детективы, по сравнению с теми, кто имеет оценку “удовлетворительно” (соответственно 46,8% и 32,5%). У девочек же оценка по литературе оказывает влияние на их отношение к поэзии. Среди отличниц предпочтение поэзии отдают 15,7%, среди троечниц – 4,5%.
Помимо влияния оценки на жанровые предпочтения учащихся в области литературы, особый интерес представляет зависимость предпочтений от уровня самооценки школьниками своей компетентности в области литературы и искусства. Проведенный в этой связи анализ показывает, что у девочек характер самооценки своей собственной компетентности не оказывает какого-либо значимого влияния на их жанровые ориентации в области литературы. У мальчиков же наоборот – самооценка здесь оказывается значимым фактором. Так, подростки, считающие себя компетентными в области литературы и искусства в своих жанровых предпочтениях по сравнению с некомпетентными более сориентированы на поэзию (13,1% и 5,1%), на историческую прозу (7,5% и 1,7%) и на чтение литературы по искусству (7,5% и 0%). Мальчики-подростки с низкой самооценкой своей компетентности в области литературы и искусства в своих литературных предпочтениях более сориентированы на детективы. Таким образом, как мы видим, самооценка уровня компетентности в области искусства оказывает гораздо более значимое влияние, чем академическая успешность, на жанровые ориентации мальчиков в области литературы.
Вообще, вопрос об отношении “объективной” оценки (успешности в учебной деятельности) и самооценки крайне интересен. Проведенный нами анализ показывает, что здесь нет жестко выраженной корреляции, хотя тенденция и прослеживается. Так, например, среди мальчиков с отметкой “отлично” по литературе 28,9% считают себя компетентными, а среди троечников – 16,3%. Среди мальчиков-отличников считают себя некомпетентными 5,3%, а среди троечников – 17,9%. Как мы видим, оценка “отлично” существенно повышает статус самооценки компетентности. Сходная тенденция прослеживается и среди девочек. Вместе с тем сопоставление данных показывает, что у отличников, как у мальчиков, так и у девочек, оценка “отлично” действительно повышает собственную самооценку. Среди них лишь единицы считают себя некомпетентными. В то же время влияние низкой оценки (“удовлетворительно”) у мальчиков и девочек проявляется несколько иначе. Так, среди девочек лишь единицы (6,7%) в случае оценки “три” считают себя компетентными. В то время как среди мальчиков таких каждый шестой (16,3%). Иными словами, негативная оценка учителя у мальчиков не столь однозначно влияет на снижение его собственной самооценки.
В нашей статье мы рассмотрели лишь небольшой круг вопросов, связанных с изучением отношения подростков к художественной культуре. Понятно, что эта проблема велика и крайне актуальна на сегодняшний день и требует к себе существенно большего внимания.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru