Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №35/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КИНОПРОБЫ

Сергей КУДРЯВЦЕВ

С Голливудом на щите

Расселу Кроу решили вручить уральский “Оскар”

Многие прочили актера Рассела Кроу в нынешние лауреаты «Оскара» за роль в фильме «Прекрасный ум» (в нашем прокате «Игра разума»). Но, к сожалению, этой премии актер не получил. Недовольные решением Американской киноакадемии, в Екатеринбурге в кинотеатре «Салют» решили эту ошибку исправить и вручить Кроу уральский «Оскар». Приз изготовил художник Андрей Кучеров.
Конечно, можно отнестись к происходящему с юмором, но все-таки большая доля справедливости в признании актера есть.
Рассел Кроу, новозеландец по происхождению, с детства живущий в Австралии, в прошлом году стал обладателем «Оскара» за главную роль в «Гладиаторе». Многие считали, что ему светит та же награда и сейчас – за игру в фильме «Прекрасный ум», тем более что Кроу уже был отмечен «Золотым глобусом» и премией Британской киноакадемии. Он действительно имел весомые шансы получить второй «Оскар» подряд и повторить достижение американца Тома Хэнкса, который удостаивался подобных призов в 1993 году за участие в «Филадельфии», а год спустя – за «Форреста Гампа». Совпадало и то, что Рассел Кроу мог стать дважды оскароносцем накануне своего 38-летия (почти то же произошло и в судьбе Хэнкса). А главное – оба исполнителя добились широкого признания и вышли за рамки своего прежнего амплуа (не важно – комического или героико-романтического, как в случае с Кроу), воплотив на экране персонажей не от мира сего, которые, как ни парадоксально, оказались «выразителями общественных настроений».
Причем герой «Прекрасного ума» – реальное лицо, математик Джон Нэш, ставший на склоне лет нобелевским лауреатом за свои ранние работы. И этот светлый ум всю жизнь страдает шизофренией (он жив до сих пор и присутствовал на оскаровской церемонии, где фильм был отмечен четырьмя премиями, включая главную – “За лучший фильм”). Если бы Джона Нэша не было, подобного уникума надо было бы выдумать. Потому что этот высокоинтеллектуальный вариант Форреста Гампа из одноименной прославленной ленты – как раз тот образ, в котором остро нуждалось американское сознание для объяснения многих собственных маний – начиная с пресловутой «охоты на ведьм» в период маккартизма и кончая нынешней сверхподозрительностью по отношению ко всем «лицам арабской национальности».
Судьба гениального ученого прослежена на протяжении полувека – со второй половины 40-х годов до конца 90-х. И казалось бы, эту картину следует считать привычным биографическим повествованием, в котором единственным необычным элементом является расщепление сознания главного героя, что, впрочем, можно приписать типичной для гениев странности в поведении, кстати, великолепно переданной в игре Рассела Кроу. Но этот человек на самом деле живет как бы в двух параллельных реальностях, где-то пересекающихся, по теории Лобачевского.
И фильм сохраняет верный тон благодаря точному существованию Кроу на экране. Актер обнаружил редкий драматический дар, представляя разные ипостаси своего персонажа – от полного наивных надежд молодого математика из провинции до умудренного профессора, под конец жизни нашедшего себя в пестовании новых талантов. А главное – он сумел передать удивительную увлеченность ученого, превращающуюся в истинную одержимость на грани с безумием, за пределами чего находится уже полная потеря контакта с реальностью. Джон Нэш, сыгранный Расселом Кроу, словно реабилитирует в глазах миллионов американцев своеобразный «комплекс Форреста Гампа». Добродушный придурок, которому всем так хотелось сочувствовать, теперь снабжен столь необходимым высшим интеллектом, вдобавок подтвержденным нобелевским лауреатством. Одним словом, прекрасный ум, которым нация может законно гордиться!
Любопытно, что сам актер предпочитает в реальной жизни изображать чуть ли не провинциального чудака. Он готов сразу после съемок отправиться на свое ранчо и пасти там коров, забыв о Голливуде. Или рвануть с друзьями с мотопробегом на 4000 миль по Австралии. Или же выступать в составе рок-ансамбля с загадочным названием 30 Odd Foot of Grunts.
Но он совсем не строит иллюзий по поводу собственной стремительной карьеры в Америке, с сомнением относится к результатам работы в кино, будучи уже трижды номинантом «Оскара» (первый раз был выдвинут на соискание премии в 1999 году за роль в ленте «Свой человек»). Недавно Кроу признался: «Ничего не переменилось в том, как я воспринимаю то, что делаю. Я пока что не удовлетворен в большей степени, но думаю, что это нормально для актера. Возможно, я смог немножко расслабиться в личном плане, как это ни странно, именно благодаря Киноакадемии, получив весьма высокое признание. Там действует справедливая система голосования. Только те люди, которые заняты одной работой с тобой, могут по-настоящему оценить, насколько хорошо ты сделал свою работу».
Вот вам и австралийский скотовод, который якобы не осознает, что сам творит на экране! Кроу, несмотря на отсутствие «приличных голливудских манер», действительно знает себе цену, но и не позволяет кому-либо вмешиваться в свою жизнь, а тем более давить и подчинять своему влиянию. Не потому ли до сих пор остается холостяком? Пожалуй, ему нравится быть своего рода «необъезженной лошадкой» – и в личном плане, и в профессии. Играть роль человека, который себе на уме, за славой не гонится, но своего никогда не упустит. Вспомним, что первый сингл уже упомянутого рок-ансамбля с Расселом Кроу в качестве певца назывался «Я хочу быть похожим на Марлона Брандо».
На самом деле тщеславия ему не занимать. На прошлогодней оскаровской церемонии Кроу появился с некой медалью на костюме, заставив гадать: что за награду он нацепил? Оказалось, это дедушкина реликвия – медаль Британской империи. Но внук отнюдь не посчитал зазорным предстать с ней перед телекамерами на весь мир. Он вообще склонен гордиться, что происходит из семьи фермера, занимавшегося поставкой провианта для съемочных групп, так что юный Рассел уже с детства толкался на площадке, где рождается кино. И несмотря на свою явно ирландскую фамилию Crowe, упорно настаивает на том, что у него норвежские корни, а также есть родственная связь с племенем маори. В итоге получается гремучая смесь из скандинавского викинга, новозеландского аборигена и наследника соотечественников святого Патрика. Чем не современный гладиатор, способный покорить Голливуд, унеся его на своем щите?!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru