Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №35/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА

Согласитесь, что слова «виртуальная школа» уже не кажутся нам педагогической экзотикой. Мы понимаем, что они означают или интернет-образование, или школу вне классно-урочной системы. Самое время осмыслить приобретенный опыт, попробовать ответить не только на вопрос, каковы возможные эффекты использования Интернета и за счет чего они достигаются, но и на вопрос, возможно ли единое понимание сути «виртуальной школы». Материалы этой страницы подсказывают, что и участие в Сетевых проектах и конкурсах, и разработка обучающих или диагностических программ, и поиск новых решений в организации обучения объединены идеей образовательного пространства, средства создания которого могут быть очень даже разными...

Ступеньки нашего замысла

Из дневника проекта виртуальной школы, который мы начали вести в № 70, 78, 86 прошлого года и в № 12 этого года в газете “Первое сентября”

Вот уже почти год, как началась работа над проектом виртуальной школы, идея которого зародилась еще в августе две тысячи первого года на теплоходе, где проходил международный фестиваль учителей.
Замысел состоял в том, чтобы научиться создавать новые образовательные среды, которые были бы мало похожи на существующую школу и в то же время позволяли младшим детям и подросткам получать полноценное среднее образование.
Проект решились осуществить три российских учебных заведения: начальная школа – детский сад в городе Ефремове Тульской области, московская школа № 71 и станция юных техников в городе Анадыре. Каждое учебное заведение взялось за свой участок работы: строить новое образовательное пространство на месте бывшего «дошкольного», «среднего» или «дополнительного».
Понятно, что новый образ школы превратится в реальность не так-то скоро. Но может быть, наиважнейшим событием последних месяцев было присвоение всем трем учебным заведениям статуса федеральных экспериментальных площадок. Мы стали надеяться, что местные образовательные власти поймут важность и перспективность нашей работы и постараются помочь.
Итак, в чем сегодня нам видится суть разворачивающегося проекта, или, как говорят методологи, какова его «развивающаяся предметность»?
Мы обозначаем эту предметность тремя ключевыми понятиями. Первое – попытка создания новой образовательной среды для самостоятельного учения детей и подростков. Второе – новая функция учителя. Третье – новые внутренние и внешние взаимодействия участников проекта.
Учебный год подходит к концу. Через месяц – каникулы. И ученики, и учителя официально не будут ходить в школу. Но мы говорим: а вдруг главное образование человека именно тут и начнется. Потому что каникулы – это свобода! Это предстоящие путешествия – их можно превратить в образовательные; неформальное общение с друзьями – важный социальный опыт, возможность сколько угодно сидеть за компьютером или читать книжки не по школьной программе. Никаких тебе домашних заданий, экзаменов и контрольных – учись на здоровье, как душа просит!
И для работы по нашему проекту каникулы – прекрасное время. В 71-й московской школе начинается «большой ремонт». Тут создаются два центра. Один для маленьких – по модели, которую разрабатывает начальная школа в Ефремове. Дети 4–5 лет в этом центре будут самостоятельно и не спеша осваивать предстоящую им школьную жизнь. Второй – для подростков. Его решили называть центром самообразования («Где ты учишься?» – «В центре самообразования!») А на Чукотке станция юных техников готовится открыть в школе № 3 Анадыря свой внутришкольный филиал. Тут воспользуются наработками и москвичей, и ефремовцев, и своими собственными прошлых лет.
А учителя – участники проекта? Они в конце лета отправятся в образовательное путешествие с газетой «Первое сентября» в Финляндию. Обсуждение проекта продолжится там. Говорят, у финнов строительство каждого нового поселка начинается с библиотеки, которая постепенно превращается в настоящий центр самообразования для детей и взрослых. Посмотрим, поучимся, сравним с тем, что уже сами придумали. Так что ждите следующей дневниковой записи с берегов лесного озера Ориламмен.

Елена ХИЛТУНЕН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru