Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №35/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА

Согласитесь, что слова «виртуальная школа» уже не кажутся нам педагогической экзотикой. Мы понимаем, что они означают или интернет-образование, или школу вне классно-урочной системы. Самое время осмыслить приобретенный опыт, попробовать ответить не только на вопрос, каковы возможные эффекты использования Интернета и за счет чего они достигаются, но и на вопрос, возможно ли единое понимание сути «виртуальной школы». Материалы этой страницы подсказывают, что и участие в Сетевых проектах и конкурсах, и разработка обучающих или диагностических программ, и поиск новых решений в организации обучения объединены идеей образовательного пространства, средства создания которого могут быть очень даже разными...

Алгоритмы для третьего класса

Дети “приручают” компьютер быстрее, чем взрослые. И находят ему лучшее применение в своих проектах

Удивительные находки “Поиска-2002”

В Московском городском Дворце детского творчества прошла научно-практическая конференция “Поиск-2002”. Около 500 школьников из Москвы, Сергиева Посада, Юбилейного, Королева, Зеленограда, Братска, Сочи и других городов России демонстрировали здесь свое мастерство в области информационных технологий. При знакомстве со всеми разработками возникал один и тот же вопрос: как это стало возможным? Что побудило ребят взяться за такое сложное и трудоемкое дело, как создание мультфильма (“Ослиный рок-н-ролл”) или написание программы для показа трехмерных геометрических объектов (“Аналитическая геометрия в пространстве”)? Почему школьники берутся осуществлять масштабные социально значимые проекты, скажем, ставят задачу привлечь внимание к экологии своего района (“Все о районе Чертаново Южное”)? Каким образом одиннадцатилетней девочке удалось сделать учебную программу, которая даже превосходит взрослые аналоги (“Золотая рыбка, или Веселые алгоритмы”)?
Говоря об авторах, которые стали лауреатами конференции, жюри и преподаватели выделяли несколько главных факторов, определивших успехи ребят.

Как сотворить свой мир?

Успех приходит там, где учителям и родителям удается создать условия для свободного проявления и развития детской инициативы. Информационные технологии открывают перед детьми новые способы самовыражения.
В школе № 548 на уроках информатики учительница рассказала ребятам о существовании WEB-камер, которые установлены в высотных зданиях крупных городов мира. Картинка с камер передается по Интернету, и не выходя из класса можно совершать путешествия по улицам Парижа, Нью-Йорка, Гонконга... Очередное виртуальное путешествие сложилось у детей в логическую цепочку: школа, другой город, другая планета, иные миры. Так родилась идея создания компьютерной игры “Планета эльфов”.
Если в основе игры лежит сказочная история, значит, должен быть волшебный персонаж. И говорить он должен необычным голосом. Как это сделать? Достаточно зайти в Интернет, найти и опробовать несколько звуковых редакторов, выбрать наиболее удобный и привлекательный. Ребята видят, что ничем не ограничены, кроме пределов собственного воображения и работа их становится гораздо плодотворнее.
Сюжет придумался такой: на Землю прилетает маленькая планета, где живут эльфы. Эльфам интересно посмотреть урок рисования в школьном дворе, удивительно похожем на двор школы, в которой учатся авторы игры.
Планета падает, и тут маленький художник нечаянно наступает на нее. Какая-то неведомая сила затягивает рассеянного в разрушающуюся планету. Дальше его ждут три головоломки (построить ханойскую башню, пройти лабиринт, правильно собрать “пазл”). После этого появляется девочка-художница, которая возвращает героя домой. На прощание она сообщает, что планета, по которой тот путешествовал, – придуманный ею мир. Затем девочка задает вопрос:

Теперь, когда твой путь закончен,
Ответь-ка на вопрос один:
Что было прежде в этом мире,
Рисунок мира или мир?

Такой вот философский финал, над которым стоит поразмыслить.
Показательно, что в начале работы среди авторов постоянно возникали споры по самым разным поводам, но постепенно группа индивидуалистов сплотилась в маленькую команду. Правда, сплотились не все: кто-то ушел в силу особой чувствительности к критике, кто-то испугался сложности затеянного дела. Остались две девочки: Наташа Глухова и Женя Раубарт. Казалось бы, они такие разные: одна отличница и прилежная ученица, другая – мечтательница, которой трудно заставить себя сесть за уроки, но, создавая “Планету эльфов”, девчонки сдружились. Почему? Потому, наверное, что увидели друг в друге творцов. Это так здорово, когда отдельные кусочки складываются в общий замысел!

Все о малой родине

Еще 5 лет назад на “Поиске” можно было увидеть только работы по программированию. Но бурное развитие компьютерных технологий во «взрослом мире» отразилось и на особенностях исследовательских работ старшеклассников. В этом году наблюдался самый настоящий выброс детского творчества на секциях “Компьютерная графика и анимация”, “Развивающие среды”, “WEB-технологии и телекоммуникации”. Те же ребята, которые ранее представляли свое творчество только на секции “Программирование”, теперь серьезно относятся к своим выступлениям в других номинациях.
Безусловно, достижения ребят во многом зависят от насыщенности школьной образовательной среды. Так, проект “Все о районе Чертаново Южное” смог появиться благодаря большой исследовательской работе, которая ведется в гимназии №1526. Когда ученики гимназии Игорь Денисов и Павел Чернокожкин обратились к администрации с идеей создания школьного сайта, им поступило встречное предложение: сделать на основе гимназического проекта “Моя малая родина Чертаново Южное” сайт о родном районе. Сюда вошли исторические справки, сведения по экологии, данные о перспективах развития, описание станций метро. На сайте много эксклюзивной информации, частично добытой самими авторами. Например, они сделали фотографии брошенных в оврагах автомобилей, произвели замеры радиационного фона.
Интересно, что из представленных на конференции разработок самые удачные были связаны, как правило, с энтузиазмом учителей, с нерегламентируемой педагогической деятельностью, с занятиями в кружках, мастерских, центрах дополнительного образования. А самые слабые работы были сделаны по стандартным заданиям, взятым из учебных программ и пособий.
Жюри отметило также роль общеобразовательной подготовки. Например, ученик 11 класса лицея №1533 написал программу “Аналитическая геометрия в пространстве”. Она предназначена для построения трехмерных стереометрических чертежей и проведения различных расчетов на основе введенных пользователем данных. Программа отличается наглядностью, простотой и удобством в эксплуатации. “Аналитическая геометрия в пространстве” позволяет не только быстро построить чертежи к стереометрическим задачам, но и выбрать точку отсчета, масштаб, сдвиг, создать сцены любого уровня сложности из примитивов (точка, прямая, прямоугольный параллелепипед, сфера, конус, цилиндр, тетраэдр), построить проекции объектов на произвольную плоскость и сечения объектов плоскостью, изобразить различные линии второго порядка, вычислить расстояния и углы между различными объектами, а также площади и объемы пространственных фигур.

“Золотые рыбки” для тех, кто желает...

Может быть, самый важный и, пожалуй, наиболее таинственный фактор успеха – личный интерес детей. Что, например, побудило ученицу 3 (!) класса школы № 1840 Хильду Слюсарь взяться за создание обучающей программы для ЛогоМиров? Ее программа сделана в виде занимательной компьютерной истории по мотивам сказки Пушкина “Золотая рыбка”. Увлекательный сюжет помогает детям легко и весело изучить алгоритмы. За день до представления работы Хильде стало известно, что уже существует “взрослый” аналог ее программы. Но девочка не растерялась и рассказала жюри о преимуществах своих “Веселых алгоритмов”, в частности о простоте и доступности языка, на котором они написаны. Как признался потом один из членов жюри, вначале он не поверил, что третьеклассница сама могла сделать такую программу, но когда начал задавать вопросы на засыпку, ответы Хильды быстро развеяли всякие сомнения в ее авторстве.
Разными путями пришли участники конференции в мир компьютерных технологий. Если для Хильды компьютер – важная, в чем-то самоценная часть ее жизни, то для третьеклассника из школы №1806 Николая Шубина компьютер – это прежде всего инструмент для решения жизненных проблем. У него есть любимый пес, который, по выражению мальчика, “не женат”. И Коля сделал сайт “Мой любимый пес”, где описал родословную собаки, ее характер, рассказал о хозяевах. Кто знает, возможно, через Интернет пес найдет себе подругу.
Можно долго говорить о закономерностях развития детского интереса, но несомненно одно: для многих юных участников эта конференция стала серьезным стимулом к творческому росту. Когда видишь чудесные работы, сотворенные твоими сверстниками, приходит желание сделать не хуже, а может быть, даже лучше. И стать участником «Поиска-2003».

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru