РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
НА КНИЖНОЙ ЛЕСТНИЦЕ
Владимир СМОЛЕНСКИЙ
«О гибели страны единственной…»:
Стихи и проза
М.: Русский путь, 2001
Он был одним из лучших чтецов русского
литературного Парижа. Когда Владимир Смоленский
выходил на эстраду – молодой, красивый,
романтичный – и начинал читать стихи об
одиночестве, упоении гибелью и холодном взгляде
смерти, поэтические барышни падали в обморок. Его
хвалили влиятельные критики из лагеря
«классиков» (идеологи же «парижской ноты»
считали патетичным и чуть старомодным). В поэзии
Смоленского находили что-то обреченно-пьянящее.
Долгое время на Монпарнасе его считали
поклонником и чуть ли не эпигоном Ходасевича.
Например, за эти строки:
Как в водах темного колодца,
Во мне душа отражена,
Легчайшими крылами бьется
О гладь зеркальную она.
Сквозь толщу бледного эфира
Доходят, слышные едва,
Несуществующего мира
Неясные, как сон, слова…
Но у Смоленского был свой собственный
сильный голос, и к концу 30-х стало ясно, что это,
пожалуй, лучший поэт из поколения, которое
позднее назовут незамеченным. Это поколение
поэтов, родившихся ровно сто лет назад – на
рубеже ХIХ–ХХ веков, поэтов, покинувших Россию
гимназистами, недоучившимися студентами…
Революция разрубила жизнь Смоленского на две
неравные части: его отец, дворянин, жандармский
полковник с Дона, был расстрелян красными на
глазах у сына в 1920-м. Владимир воевал в Белой
армии, после падения Крыма эмигрировал через
Тунис во Францию. Там учился в Сорбонне, работал
скромным бухгалтером в конторе, понемногу
печатал стихи (за всю жизнь – четыре тонких
сборника). Весь русский литературный Париж
восхищался ассонансной рифмой в последнем
двустишии его самого знаменитого
«белогвардейского» стихотворения:
Над Черным морем, над белым Крымом
Летела слава России дымом.
Над голубыми полями клевера
Летели горе и гибель с севера.
Летели русские пули градом,
Убили друга со мною рядом,
И Ангел плакал над мертвым ангелом…
– Мы уходили за море с Врангелем.
В годы Второй мировой войны поэт остался
в Париже (не из идейных соображений – попросту не
было денег уехать), но в пронацистских газетах
печататься отказывался наотрез. Хотя ему не раз
предлагали, помня о расстрелянном большевиками
отце… Для литературоведов – и отечественных, и
эмигрантских – Смоленский всегда оставался
поэтом «второго ряда», всегда пребывал в тени
мэтров (и даже в тени своего ровесника
Поплавского). После его смерти в 1961 году были
публикации в антологиях да в середине 90-х в
Москве вышел тонкий и далеко не полный сборник.
Лишь в год столетия со дня рождения Смоленского
все его стихотворения вышли в одном томе с
приложением двух эссе, с редкими фотографиями на
вклейках. Странно, что почти неизвестны снимки
Смоленского в молодости – только поздние,
послевоенные фото. Этот поэт спокойным и ровным
голосом говорил читателю «о страшных вещах, о
конце всего земного, об ангелах и ледяной пустоте
жизни», пишет в предисловии знаток литературы
русского зарубежья Виктор Леонидов,
подготовивший книгу.
Интересно, что почти одновременно с этой книгой
вышел сборник стихов Юрия Одарченко –
прекрасного поэта родом из того же «потерянного
поколения», ближайшего друга Смоленского в
парижской эмиграции.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|