Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №34/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
НА КНИЖНОЙ ЛЕСТНИЦЕ

Андрей МИРОШКИН

Владимир СМОЛЕНСКИЙ

«О гибели страны единственной…»: Стихи и проза

М.: Русский путь, 2001

Владимир СМОЛЕНСКИЙ. «О гибели страны единственной…»: Стихи и проза

Он был одним из лучших чтецов русского литературного Парижа. Когда Владимир Смоленский выходил на эстраду – молодой, красивый, романтичный – и начинал читать стихи об одиночестве, упоении гибелью и холодном взгляде смерти, поэтические барышни падали в обморок. Его хвалили влиятельные критики из лагеря «классиков» (идеологи же «парижской ноты» считали патетичным и чуть старомодным). В поэзии Смоленского находили что-то обреченно-пьянящее. Долгое время на Монпарнасе его считали поклонником и чуть ли не эпигоном Ходасевича. Например, за эти строки:

Как в водах темного колодца,
Во мне душа отражена,
Легчайшими крылами бьется
О гладь зеркальную она.

Сквозь толщу бледного эфира
Доходят, слышные едва,
Несуществующего мира
Неясные, как сон, слова…

Но у Смоленского был свой собственный сильный голос, и к концу 30-х стало ясно, что это, пожалуй, лучший поэт из поколения, которое позднее назовут незамеченным. Это поколение поэтов, родившихся ровно сто лет назад – на рубеже ХIХ–ХХ веков, поэтов, покинувших Россию гимназистами, недоучившимися студентами… Революция разрубила жизнь Смоленского на две неравные части: его отец, дворянин, жандармский полковник с Дона, был расстрелян красными на глазах у сына в 1920-м. Владимир воевал в Белой армии, после падения Крыма эмигрировал через Тунис во Францию. Там учился в Сорбонне, работал скромным бухгалтером в конторе, понемногу печатал стихи (за всю жизнь – четыре тонких сборника). Весь русский литературный Париж восхищался ассонансной рифмой в последнем двустишии его самого знаменитого «белогвардейского» стихотворения:

Над Черным морем, над белым Крымом
Летела слава России дымом.

Над голубыми полями клевера
Летели горе и гибель с севера.

Летели русские пули градом,
Убили друга со мною рядом,

И Ангел плакал над мертвым ангелом…
– Мы уходили за море с Врангелем.

В годы Второй мировой войны поэт остался в Париже (не из идейных соображений – попросту не было денег уехать), но в пронацистских газетах печататься отказывался наотрез. Хотя ему не раз предлагали, помня о расстрелянном большевиками отце… Для литературоведов – и отечественных, и эмигрантских – Смоленский всегда оставался поэтом «второго ряда», всегда пребывал в тени мэтров (и даже в тени своего ровесника Поплавского). После его смерти в 1961 году были публикации в антологиях да в середине 90-х в Москве вышел тонкий и далеко не полный сборник. Лишь в год столетия со дня рождения Смоленского все его стихотворения вышли в одном томе с приложением двух эссе, с редкими фотографиями на вклейках. Странно, что почти неизвестны снимки Смоленского в молодости – только поздние, послевоенные фото. Этот поэт спокойным и ровным голосом говорил читателю «о страшных вещах, о конце всего земного, об ангелах и ледяной пустоте жизни», пишет в предисловии знаток литературы русского зарубежья Виктор Леонидов, подготовивший книгу.
Интересно, что почти одновременно с этой книгой вышел сборник стихов Юрия Одарченко – прекрасного поэта родом из того же «потерянного поколения», ближайшего друга Смоленского в парижской эмиграции.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru