Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №33/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЗВОНОК НА ЭКЗАМЕН

Испытание на... что?

О пользе, вреде, смысле и бессмысленности экзаменов

Из глубины веков

Елена Литвяк. Самый весомый аргумент против любой формы экзамена звучит примерно так: “Еще ни один человек не показал своих истинных знаний на экзамене”. Из чего делается вывод, что экзаменационная ситуация не годится для проверки имеющихся знаний, умений, навыков. Информацию можно просто вызубрить или списать. Аргумент второй, из разговоров последнего времени: надо экзаменовать учеников не по поводу предмета или темы, а по поводу навыка (компетенции, как теперь говорят). Не спрашивать с него дату Февральской революции, а выяснить, с какой скоростью и каким способом он может найти информацию о ней. Здорово! Действительно, у преподавателей появляется возможность выстроить более четкий образ знаний и умений учеников, чем при обычном школярском методе зубрежки. Но заметим: форма меняется, а суть остается – проверка уровня общего и прикладного, “предметного” развития ученика. Следовательно, экзамен бессмертен? Не является ли он таким же устойчивым, традиционным феноменом культуры, как, например, дом, семья, искусство, который продолжает жить в разных временах и этнокультурных системах вне зависимости от смены миропредставлений и технологий? Страшно подумать: а вдруг экзамен органичен человеческой природе?
Сдача экзаменов – это каждый раз настоящее испытание, недаром в прежние времена существовало словосочетание “экзаменационные испытания”. Это преодоление некоторых препятствий, отделяющих тебя от заветной цели. Следовательно, любой экзамен можно рассматривать как вариант инициации – испытаний с целью занять определенное положение в обществе и в собственных глазах. До сих пор у масаи, у бушменов, живущих в Африке, у яномама, живущих в Южной Америке, у многих и многих других племен существует традиция инициации мальчиков и девочек – невероятно трудная, болезненная, страшная на наш европейский взгляд. Но абсолютно необходимая, потому что связана с дальнейшим образом жизни. И ни у кого – ни у родителей, ни у самих детей, ни у окружающих взрослых – не возникает вопроса о ее необходимости, хотя наверняка у матери сердце кровью обливается, когда она отправляет ребенка на эти жуткие испытания. Она знает: человек становится взрослым, только прикладывая к этому все свои силы. Нельзя с разбегу влезть на верхушку пальмы.
Елена Хилтунен. В традиционном экзамене участвуют двое – экзаменатор и ученик. И у них принципиально разные позиции. Преподавателю на экзамене приятно чувствовать высоту своего положения, а ученику эта процедура кажется унизительной. В такой ситуации вряд ли можно определить реальную интеллектуальную состоятельность ученика. Согласитесь: насколько человек умен, разносторонен, начитан, способен к самостоятельным действиям, легко проверить и без унизительных испытаний. Важно, как он поступает и в чем смысл его рассуждений.
Не думаю, что корректно сравнивать школьную проверку знаний и умений с культурной инициацией юношей и девушек, достигших определенных лет. Заметьте, рядом со словом «инициация» немыслимо поставить слово «сдавать» (как «сдавать экзамен»). Инициация совершается. То есть даже язык сопротивляется сравнению! Настоящее испытание человека на взрослость, на гражданственность, на умение принять правильное решение, на физическую зрелость, на честь и достоинство, наконец, не имеет никакого отношения к школярским экзаменам по химии или математике. Испытание на все эти качества человек может совершать лишь сам над собой, но никак не сдавать их даже самому опытному преподавателю.

Как же все-таки быть?

Е.Л. На мой взгляд, есть по меньшей мере пять причин, чтобы экзамен все-таки сдавать. Причина первая, самая достойная – показать себе и людям, что я уже умею и понимаю. “Папа! Посмотри, как я прыгаю!” – кричит в восторге четырехлетний малыш. Для него это в самом деле экзамен – демонстрация приобретенного навыка. И вовсе не повод для ужаса, а для радости: я умею! Ребенок растет, навыки прибавляются. Он уже умеет читать, писать, считать до тысячи и обратно. С каждым классом может все больше. Разве не повод для радости, не повод себя проверить и убедиться, что я молодец?
Экзамен – это этап, знак, вешка на жизненном пути. Я не умел, а теперь умею, не знал, а теперь знаю, стал выше, сильнее, крепче. В основе своей все экзамены – про это. Я доказал себе и всем, что могу. На экзамене проверяется сразу и многое другое – крепость нервной системы, способность к сотрудничеству (как еще назвать все случаи виртуозной выручки товарищей в критические моменты?), способность системно мыслить, не терять дар речи. То есть совершенно необходимые в жизни вещи. Это я говорю о так называемых академических, предметных экзаменах, где чаще всего знания измеряются количеством информации. Но есть ведь еще и навыковые экзамены – защитить проект, исполнить танец, поставить пьесу. Пусть актер сыграет. Как же еще определить качество актерской игры?
Е.Х. Если бы! Если бы экзамены у нас были добровольной демонстрацией собственных достижений! Как у маленьких: «Папа! Посмотри, что я могу!» Папа же не экзаменатор, он всегда на стороне сына, и он радуется его успехам в противоположность преподавателю, главное дело которого обнаружить ошибку, определить область незнания, неумения. Не так-то много учителей, которые, как родители и как сам ученик, искренне радуются его достижениям. Большинство педагогов в процессе экзамена подводят итог своей собственной работы по прохождению школьной программы. В том-то и дело, что слова «я не умел, а теперь умею, я не знал, а теперь знаю, стал выше, сильнее, крепче» принципиально к экзаменам, которые сдают наши дети, не относятся. А если придуманы они, чтобы испытывать нервную систему людей, то их по одной этой причине следует срочно запретить.
Е.Л. Понятно, что невозможно запомнить целый учебник (или два, или три), чтобы экзамен сдать. Значит, надо не зубрить и запасаться “шпорами”, а понимать и не бояться. В каждой науке есть несколько узловых проблем и понятий, своеобразное ядро знаний. Не зная таблицы умножения, нельзя справиться с математикой. У каждой науки есть своя таблица умножения. И есть свои испытанные методы познания. Следовательно, чтобы сдать экзамен, надо хорошенько разобраться в этом ядре и освоить базовые методы. Так сказать, действовать по законам жанра. А кто понимает, тот сможет достроить недостающее звено собственной мыслью в случае провалов в памяти. И ему поэтому нечего бояться. У него язык не отнимется. Даже весело: кто кого? Это, кстати, всегда особенно ценится, потому что свидетельствует о знании настоящем.
Е.Х. Трудно не согласиться с мыслью, что важно не столько помнить, сколько понимать. Но какое отношение эта мысль имеет к сдаче экзаменов? Ведь мы учимся совсем не ради того, чтобы хорошо их сдавать? Не в этом же состоит цель образования?!
Е.Л. Цель образования, на мой взгляд, кроме прочего еще и в том, чтобы научиться использовать трудные, страшные, неопределенные ситуации жизни для развития. Не отворачиваться от них, а проходить насквозь. К тому же экстремальная ситуация экзамена в принципе отвечает потребности подростков в острых ощущениях и трудностях. Ведь ходят же они в горы, кувыркаются в воздухе на роликах. Похоже, экзамен, как ни странно, и для психического здоровья полезен – крепче будет. Те же горы – только в другой форме.
Еще один аргумент в пользу экзамена – резко возрастающая ответственность за свои действия, за свой выбор. Раньше было плохо – в школе надо было сдавать экзамены по всем предметам. И старшеклассник либо трясся от страха, либо просто надеялся на авось. Теперь человек выбирает, что сдавать, и соответственно меняется отношение к самому факту экзамена. Это действительно проверка – то ли я выбрал? Правда, хорошо бы начать думать об этом хотя бы за год, пока еще можно все исправить и “переквалифицироваться”. Знакомый юноша четырнадцати лет собирается поступать в мореходное училище. Собирается сам! Делает ежедневную зарядку, выбрал в качестве экзаменов в девятом географию и физику с математикой. Потому что именно они пригодятся. Думает, где бы найти преподавателя английского, а то он учил до этого французский, а в училище – вступительный по английскому языку. И предстоящие экзамены для него не страх и ужас, а проверка на прочность.
Выходит, что экзамен в основе своей – это заработанное собственным усилием право на самостоятельную и ответственную жизнь. Проблема в форме, уродливой и часто непригодной в каждом конкретном случае. Но экзамен как шаг в новое пространство необходим.
Е.Х. Как-то мне рассказали историю одной девочки, которой старший брат предложил сыграть роль Маленького принца в учебном спектакле его курса в ГИТИСе. Начались репетиции. Девочка так увлеклась работой, что думала о Маленьком принце днем и ночью.
– Можно я не буду пока ходить в школу? – спросила она маму с папой.
– Можно, – сказали умные роди-
тели.
– А если я не сдам экзамен?
– Ничего. Зато ты поймешь, о чем написал свою книжку Сент-Экзюпери. Это поважнее любого экзамена…
Девочка сыграла роль Маленького принца, хотя вряд ли когда-нибудь пойдет в актрисы. Она стала взрослой и мудрой за эти несколько месяцев. А школьный экзамен действительно не сдала. Кто-то из учителей даже предложил оставить ее на второй год. Но разве то, что произошло с ней, не было «заработанным собственным усилием правом на самостоятельную и ответственную жизнь».

По законам жанра

Е.Л. Теперь о форме. Она, разумеется, должна соответствовать содержанию. От этого несоответствия все проблемы. Что я имею в виду? Экзамены действительно должны быть проверкой уровня достижений. И достижений именно того профиля, который требуется в данном месте. Безусловно, необходимы экзамены выпускные и вступительные. А других – промежуточных, переводных – просто не должно быть. Незачем ребят дергать. Да и что проверять, если они еще только учатся.
Экзамен “на вход” сразу выбирает тех, кто действительно готов учиться в этом месте. Но и сам он должен строиться по законам жанра, в тех формах, которые являются базовыми для этого типа деятельности. Ни у кого не возникает сомнения, когда при приеме в художественную школу просят нарисовать орнамент. Сочетание элементарного владения техникой и своего воображения сразу показывает отношение к делу, манеру, вкус. Есть из чего (из кого) выбирать. При поступлении на журфак требуются печатные работы и творческий конкурс – совершенно справедливо. При поступлении на истфак необходима способность логически мыслить и рассуждать отвлеченными категориями – справедливо: им шесть лет этим потом заниматься, раз собираются быть учеными. И так далее, но надо действительно выдерживать эту конкретную форму, выражающую образ будущей деятельности, не скатываясь на частности, когда хочется проверить и то и это.
Только никаких экзаменов до четырнадцати-пятнадцати лет! Пока наши ученики еще нежные, славные и не нуждающиеся в экстремальных обстоятельствах. Можно ведь придумать специальную форму проверки их знаний – всякие викторины, игры, коллективные проекты и прочее. Но никаких экзаменов общего образца, одинаково трудных и одинаково бесполезных.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru